В Казахстане появятся обязательные и добровольные СРО
В Казахстане представлен проект нового закона «О саморегулировании», а также сопутствующий законопроект «О внесении изменеий и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам саморегулирования». Он был презентован в Мажилисе на заседании Комитета по экономической реформе и региональному развитию под председательством Сейтсултана Аимбетова с участием вице-спикера Мажилиса Дариги Назарбаевой.
Представляя проекты, вице-министр национальной экономики Каирбек Ускенбаев отметил, что они были разработаны во исполнение Указа Президента РК «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» и поручений Главы государства, данных на заседании Совета национальных инвесторов и при открытии четвертой парламентской сессии.
«Ввиду постоянной оптимизации государственной разрешительной системы требуется введение альтернативных механизмов регулирования рынка», – отметил в презентации Ускенбаев.
По словам вице-министра, введение института саморегулирования позволит создать условия для развития предпринимательства и выстраивания партнерских взаимоотношений государства и бизнеса, будет способствовать формированию благоприятного бизнес-климата с переходом от политики «выявления и наказания» к политике «предупреждения и поощрения добросовестного предпринимательства».
Проект казахстанского закона о СРО существенно не отличается от существующего в России. Под саморегулированием в нем понимается комплекс мер, направленных на самостоятельное регулирование физическими и юридическими лицами осуществляемой ими предпринимательской или профессиональной деятельности, основанной на добровольном или обязательном членстве в саморегулируемой организации. Базовыми элементами СРО являются наличие специальных правил и стандартов, функции контроля за их соблюдением членами СРО, а также обеспечение имущественной ответственности перед потребителями товаров.
По мнению разработчиков, введение добровольного саморегулирования в целом не влечет существенных рисков ввиду того, что субъекты рынка объединяются добровольно и принимают на себя дополнительные обязательства. В этой связи СРО поначалу будет только добровольным. Развитие такого саморегулирования должно стимулироваться государством. В этой связи в отраслевых законах могут быть предусмотрены стимулы к их созданию.
В свою очередь, обязательное саморегулирование несет риски монополизации рынка и ограничения конкуренции, т.е. снижения эффективности государственного регулирования. Данноесаморегулирование должно вводиться взвешенно и исключительно на основании законов и при условии соблюдения рамок, установленных настоящим законом. Это обусловлено тем, что обязательные СРО будут осуществлять доступ своих членов на рынок и контролировать их деятельность в части соблюдения законодательства и правил (стандартов) СРО, пояснил Ускенбаев.
Законопроектом вводится новое для Казахстана понятие «саморегулируемая организация». Под такой организацией понимается некоммерческая организация в форме ассоциации (союза) или иной организационно-правовой форме, установленной законами Республики Казахстан, основанная на добровольном членстве субъектов предпринимательства по принципу общности деятельности, отрасли, видов экономической деятельности, рынка произведенных товаров (работ и услуг) либо обязательном членстве (участии) субъектов регулируемой профессиональной деятельности.
Добровольными СРО будут субъекты предпринимательства, которые действуют сейчас как объединения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в форме ассоциации (союзов).
Обязательными СРО станут субъекты регулируемой профессиональной деятельности, а именно палаты нотариусов, аудиторов, коллегия адвокатов и т.д.
Контроль за деятельностью саморегулируемых организаций и лиц, утративших в них членство, предлагается закрепить за уполномоченными госорганами, на которые будет возложена функция по ведению реестра СРО.
Согласно проекту закона РК «О СРО», деятельность саморегулируемых организаций должна осуществляться на основании законодательства и соответствовать следующим критериям:
– основываться на правилах деловой этики и обычаях делового оборота;
– не допускать конфликт интересов членов СРО, их работников и органов управления СРО;
– устанавливать требования, препятствующие недобросовестной конкуренции, нанесению вреда потребителям товаров, деловой репутации СРО.
СРО предлагается выбрать наиболее приемлемый способ обеспечения имущественной ответственности:
– страхование гражданско-правовой ответственности;
– создание компенсационного фонда;
– установление ответственности, предусматривающей компенсацию вреда равными долями всех членов определенного СРО;
– иные способы гарантирования ГПО в соответствии с законами.
Проектом сопутствующего закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам саморегулирования» вносятся изменения и дополнения в 1 Кодекс и 7 законов в целях приведения в соответствия с основным проектом закона:
– Гражданский кодекс;
– Закон «О некоммерческих организациях»;
– Закон «О борьбе с коррупцией»;
– Законы «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан»;
– «О разрешениях и уведомлениях»;
– Закон «Об аудиторской деятельности»;
– Законы «О частном предпринимательстве»;
– «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан».
Дальнейшее обсуждение законопроектов решено продолжить в рабочей группе, которую возглавил депутат Аскар Базарбаев.
Документы: Проект Закона Республики Казахстан «О саморегулировании».
Шуняева Диана
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru