В случае конфликта интересов сотрудников СРО начнут снимать с должности
Именно такой вывод можно сделать из проекта положения «О конфликте интересов в саморегулируемой организации», один из пунктов которого предусматривает «временное отстранение работника от должности, если его личные интересы входят в противоречие с функциональными обязанностями».
Вчера НОСТРОЙ, наконец-то, озаботился тем, о чем ему нужно было озаботиться, как минимум, еще три года назад, когда вступил в силу закон о противодействии коррупции - подготовил для саморегулируемых организаций типовые проекты положений «О мерах по предупреждению и противодействию коррупции» и «О конфликте интересов в саморегулируемой организации». Справедливости ради надо заметить, что другие профильные национальные объединения этим пока еще совсем не занимались. Весьма примечательно, что оба проекта появились в самый разгар прокурорских проверок саморегулируемых организаций строителей, потерявших в обанкротившихся банках в общей сложности до 30 млрд. рублей.
Официальная версия появление на свет этих документов, обнародованная их разработчиком - департаментом нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ - многочисленные просьбы саморегуляторов: «В Ассоциацию «Национальное объединение строителей» поступают многочисленные обращения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, о проведении органами прокуратуры проверок деятельности СРО, направленных на обеспечение противодействия коррупции, установленной статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». По всей видимости, в ходе проверок прокуратура требует наличие у СРО антикоррупционных положений, которых у саморегуляторов нет.
Правда, часть проекта «Положения о мерах по предупреждению и противодействию коррупции СРО» состоит из банальных разъяснений, что такое «взятка», «коммерческий подкуп», «конфликт интересов» и «личная заинтересованность работника». Вполне очевидно, что польза от такого рода разъяснений для снижения коррупции в СРО, можно сказать, почти нулевая. Если, конечно, не исходить из того, что коррупционеры в сфере саморегулирования - люди, не вполне просвещенные, склонные нарушать закон не из-за стремления к собственной коммерческой выгоде, а просто по незнанию закона. Впрочем, как пояснил нашему порталу начальник отдела методологии саморегулирования и контрактной системы НОСТРОЙ Роман Ковнер, некоторые сотрудники СРО нуждаются даже в таких разъяснениях, поскольку - в случае выявления у них каких-то нарушений - стараются прикрыться своим незнанием закона.
Согласно «Положению о мерах по предупреждению и противодействию коррупции СРО», отвечать за борьбу с коррупцией должен генеральный директор: «В СРО … ответственным за противодействие коррупции, исходя из установленных задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры, материальных ресурсов является единоличный исполнительный орган саморегулируемой организации». Можно сказать, что и этот пункт документа не дает ничего нового, поскольку и так ясно, что за текущую деятельность отвечает гендиректор саморегулируемой организации.
Впрочем, некоторые пункты этого положения могут оказаться полезными. Например, такие, как: «Разработка и принятие правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства», «Введение антикоррупционных положений в трудовые договора работников» и некоторые другие. С полным текстом проекта «Положения о мерах по предупреждению и противодействию коррупции СРО» можно ознакомиться здесь.
На наш взгляд, гораздо большего эффекта для борьбы с коррупцией стоит ожидать от «Положения о конфликте интересов в Саморегулируемой организации». В частности, можно только приветствовать, например, такие его требования: «4.1.1. раскрытие сведений о конфликте интересов при приеме на работу; 4.1.2. раскрытие сведений о конфликте интересов при назначении на новую должность; 4.1.3. разовое раскрытие сведений по мере возникновения ситуаций конфликта интересов; 4.1.4. раскрытие сведений о конфликте интересов в ходе проведения ежегодных аттестаций на соблюдение этических норм ведения бизнеса, принятых в Саморегулируемой организации (заполнение декларации о конфликте интересов) … 4.10.4. временное отстранение работника от должности, если его личные интересы входят в противоречие с функциональными обязанностями; … 4.10.5. перевод работника на должность, предусматривающую выполнение функциональных обязанностей, не связанных с конфликтом интересов … »
С полным текстом проекта «О конфликте интересов в саморегулируемой организации» можно ознакомиться здесь. Опубликовавшее эти документы Национальное объединение строителей предлагает профессиональному сообществу принять активное участие в их обсуждении, а также направить не позднее 30 ноября 2016 года свои комментарии и предложения по прилагаемой форме в НОСТРОЙ.
Владимир Владимиров
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru