Законопроект о создании СРО в 16 видах финансовой деятельности внесен в Госдуму
В минувшую пятницу, 14 ноября, в Госдуму внесен законопроект «О саморегулируемых организациях (СРО) в сфере финансовых рынков». Авторами проекта выступили депутаты Государственной думы Наталья Бурыкина, Борис Кашин, Анатолий Аксаков и Марина Мукабенова.
Главная цель, которую преследовали авторы документа, - повысить роль саморегулирования в деятельности участников финансового рынка в условиях их количественного роста и усложнения качественных характеристик финансового рынка.
Законопроект», разработанный Минфином при участии Банка России, определяет общие подходы к построению системы взаимодействия профессионального сообщества различных сегментов финансового рынка с единым регулятором финансового рынка, принципы участия профессиональных объединений в осуществлении регулирования, контроля и надзора на финансовом рынке. СРО наделяются полномочиями по разработке стандартов, норм и правил, дополняющих или детализирующих нормы государственного регулирования.
Развитие системы саморегулирования и повышение ее роли в регуляторном и надзорном процессе предусмотрено Стратегией развития финансового рынка РФ на период до 2020 года.
Законопроект «О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков» предусматривает создание саморегулируемых организаций в 16 видах финансовой деятельности: профессиональные участники рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры, доверительные управляющие, депозитарии, регистраторы); управляющие компании и специализированные инвестиционные фонды, паевые инвестфонды; НПФ; акционерные инвестиционные фонды; субъекты страхового дела; микрофинансовые организации; кредитные потребительские кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы; ломбарды.
В каждом сегменте предполагается существование двух СРО с долей участников не менее 34%. Данное ограничение призвано реализовать принцип добросовестности поведения СРО, основанного на деловой репутации, что позволит избежать создания СРО — «однодневок» и процесса неуправляемого открытия и закрытия недобросовестных СРО. Такой подход обусловлен также целью снижения издержек, связанных с настройкой IT-систем, отчетностью и документооборотом, отмечают авторы законопроекта.
Статус СРО присваивается Банком России в отношении определенного вида деятельности — СРО брокеров, СРО дилеров, СРО депозитариев и т.д. При этом планируется, что членство финансовых организаций в СРО будет являться обязательным.
Законопроектом не устанавливается запрет на совмещение в одной СРО функций по различным видам деятельности участников финансового рынка в целях снижения издержек участников рынка и исходя из практики функционирования СРО в России.
Кроме того, законопроект предусматривает возможность передачи Банком России по инициативе СРО следующих полномочий: дистанционный/инспекционный надзор за соблюдением требований законодательства и нормативных актов Банка России (в объеме, определяемом Банком России для СРО по конкретному виду деятельности); сбор обязательной отчетности участников рынка для ее первичной обработки и последующего направления в Банк России; проведение аттестации руководителей и персонала участников рынка.
Прописаны и нормы, касающиеся членства в СРО. Так, участники рынка обязаны вступить в СРО в течение шести месяцев, следующих за днем получения некоммерческой организацией статуса СРО соответствующего вида. При этом право осуществления определенного вида профессиональной деятельности на финансовом рынке не ставится в зависимость от наличия СРО на соответствующем сегменте — в случае отсутствия СРО соответствующего вида все полномочия по регулированию и надзору остаются у Банка России.
Для профессиональных объединений, функционирующих не менее двух лет на момент вступления в силу законопроекта, предусмотрен бонус - льготный порядок получения статуса СРО. В отношении таких организаций не устанавливается требование о представлении в Банк России сметы, на основании которой осуществляется их функционирование, а требования в отношении 34% порога участия, квалификации руководителей и наличия разработанных базовых стандартов начинают действовать спустя полтора года.
Банк России будет осуществлять дистанционный и инспекционный надзор за СРО с возможным применением санкций в виде наложения штрафов и направления требования о замене руководства СРО, а также отзыва статуса СРО.
Николай Жердяев
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru