Разбираем поправки к закону о СРО: Стандарты и документы
Одной из новелл законопроекта, который вносит изменения в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях», стали поправки, связанные со стандартами и внутренней документацией СРО. Данная публикация содержит два мнения специалистов в области саморегулирования на эти нововведения. Напомним, авторами поправок являются представители Минэкономразвития.
В опубликованных ранее материалах разбирались поправки в закон «О СРО», касающиеся контроля саморегулируемых организаций за своими членами, дисциплинарном воздействии на них, административной ответственности и нацобъединений. Ознакомиться с публикациями можно по соответствующим ссылкам.
Стандарты и внутренние документы СРО
1. Статьей 4 проекта Федерального закона в новой редакции устанавливаются требования к федеральным стандартам предпринимательской или профессиональной деятельности, разрабатываемым национальным объединением саморегулируемых организаций и требования к стандартам, разрабатываемым саморегулируемыми организациями. При этом формулировки части 2 новой статьи 4 не позволяют в полной мере определить состав информации, подлежащий отражению в разрабатываемых стандартах деятельности.
Так как содержание федеральных стандартов является обязательным к проверке органом по нормативному-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, утверждение таких федеральных стандартов органом по нормативному-правовому регулированию является крайне затруднительным для национальных объединений саморегулируемых организаций.
Вместе с тем федеральные стандарты, утвержденные национальными объединениями созданных в сферах предпринимательской или профессиональной деятельности саморегулируемых организаций, где членство в саморегулируемых организациях является добровольным, не подлежат дополнительному утверждению в государственных органах.
Также новеллой является распространение утвержденных федеральных стандартов на все субъекты предпринимательской или профессиональной деятельности, где членство в саморегулируемых организациях является обязательным. При этом членство СРО в национальном объединении саморегулируемых организаций не является обязательным.
Установление различного регулирования утверждения и распространения действия федеральных стандартов в зависимости от обязательности или добровольности членства в саморегулируемых организациях противоречит Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, которая направления на единство регулирования деятельности СРО и их нацобъединений вне зависимости от обязательности или добровольности членства в саморегулируемых организациях. Также отсутствие ответственности за несоблюдение федеральных стандартов приведет к их формальности и неисполнению.
2. Пунктом 8 новой статьи 4.1 саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить положение о порядке предоставления саморегулируемой организацией возмездных услуг. Необходимо отметить, что указанные услуги оказываются саморегулируемой организации в рамках предпринимательской деятельности. Однако частью 1 статьи 14 Федерального закона предусмотрен запрет на занятие любым видом предпринимательской деятельности для саморегулируемых организаций. При этом изменения в статью 14 Федерального закона не вносятся.
На заседании Совета ТПП РФ по саморегулированию, которое состоялось 24 июня и было посвящено проекту федерального закона о внесении изменений в ФЗ «О саморегулируемых организациях», свое видение стандартов и правил СРО представил заместитель директора Департамента технического регулирования НОСТРОЙ Александр Курский. Представляем тезисы его выступления на эту тему.
1. Содержанием деятельности СРО являются разработка и установление стандартов и правил профессиональной деятельности членов СРО, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Поэтому вопросы разработки и применения стандартов СРО являются ключевыми при подготовке новой редакции 315-го закона.
2. Недостатком действующего 315-ФЗ, в частности статьи 4, была размытость отличий между стандартами и правилами СРО. Эти документы шли парами, перечислялись через союз «и», что предполагало, вопреки общепринятой мировой практике, отсутствие существенных отличий между стандартами и правилами саморегулирования. В проектируемой редакции 315-ФЗ правила вообще исключаются, остаются только стандарты. Вместо того чтобы четко разделить употребление этих терминов, от правил решили отказаться.
Полагаем, что здесь вместе с водой выплеснули и ребенка. Нельзя правила осуществления предпринимательской деятельности называть стандартами (часть 1 статьи 2 и далее по тексту). Предпринимательская деятельность основана на свободе договора. Стандарт не предполагает такой свободы действий лица, осуществляющего профессиональную деятельность в соответствии со стандартом. Стандарт - это эталон, шаблон, образец, который берется как основа для достижения наивысшей степени упорядоченности в конкретной области. К предпринимательской деятельности стандарт можно использовать только в качестве литературного образа. Поэтому совершенно непригодна проектируемая норма части 3 статьи 4: «Стандарты деятельности могут содержать, в том числе кодекс этики, определяющий требования к соблюдению норм этического поведения.». Полагаю, что само по себе это положение может присутствовать в законопроекте, но следует называть это правилами саморегулирования, а не стандартом.
3. Перехожу к главному, к так называемым федеральным стандартам.
Этот термин вводится в 315-ФЗ впервые и употребляется в законопроекте более тридцати раз. Сам по себе термин федеральный стандарт не нов. Он закреплен в нескольких федеральных законах. Можно назвать федеральные образовательные стандарты, стандарты бухгалтерского учета, стандарты оценочной деятельности, стандарты деятельности арбитражных управляющих, наконец, федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. Всюду термин «федеральные стандарты» используется, чтобы избежать пересечения с важнейшим типом стандартов – национальными стандартами или проще, всем известными ГОСТами.
4. Национальные стандарты регулируются сегодня Федеральным законом «О техническом регулировании», но сегодня Совет Федерации уже одобрил Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации», который самым подробным образом регулирует разработку, утверждение и использование национальных стандартов, а также стандартов организаций. Федеральные стандарты новый закон не регулирует. И это правильно. Федеральные стандарты в сегодняшнем виде – это своего рода отраслевые стандарты специфических отраслей. Все эти отрасли ориентированы на оказание услуг. Услуг, в которых не создается новая продукция, к которой могли быть применены требования законодательства о техническом регулировании, требования стандартизации в наиболее широком смысле, т.е. требования национальных стандартов.
Если бы 315-ФЗ был ориентирован только на саморегулирование в таких отраслях, я мог бы на этом завершить свое выступление. Но на практике самым распространенным видом СРО являются СРО в строительной сфере. Это около трехсот СРО. Более ста тысяч организаций. И все эти организации выполняют работы, влияющие на безопасность конечной продукции – зданий и сооружений. Профессиональная деятельность должна подчиняться жестким требованиям технических регламентов и стандартов и сводов правил, обеспечивающих исполнение этих регламентов. Поэтому говорить о стандартах профессиональной деятельности в строительной сфере в тех же терминах, что о профессиональной деятельности арбитражных управляющих или учебных заведений абсолютно неправильно.
6. Именно поэтому в свое время строительная сфера в части стандартизации была выведена из 315-ФЗ и регулируется Градкодексом, в статье 55-5 которого оговорено, что стандарты СРО разрабатываются в соответствии с законодательством о техническом регулировании.
7. В проектируемой части 7 статьи 4 315-ФЗ говорится, что случае если федеральным законом установлено требование об обязательном членстве в СРО, разработанные федеральные стандарты соответствующего вида профессиональной деятельности направляются национальным объединением СРО для утверждения в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Как известно, обязательное членство предусмотрено, в частности, в строительной сфере. Национальное объединение строительных СРО НОСТРОЙ активно разрабатывает стандарты для последующего утверждения их в качестве стандартов СРО. Однако признание таких стандартов федеральными и утверждение Минстроем, как предлагается в законопроекте, противоречит закону о стандартизации, поскольку закон о стандартизации и национальная система стандартизации не содержат федеральных стандартов, а полномочия Минстроя ограничены разработкой и утверждением сводов правил на выполнение работ по проектированию и строительству. Обеспечение безопасности зданий и сооружений на всех этапах их жизненного цикла основано на соблюдение требований технических регламентов. А доказательной базой соблюдения технических регламентов являются национальные стандарты, утверждаемые Росстандартом и своды правил, утверждаемые Минстроем. Доказательная база предполагает также использование и стандартов организации, в том числе стандартов СРО на правила выполнения работ. Однако контроля за соблюдением членами СРО технических регламентов законопроект (проектируемая статья 9) не предусматривает.
Резюме.
1. Следует исключить в законопроекте упоминание о стандартах там, где речь идет о правилах саморегулирования.
2. Ввести оговорки для СРО строительной отрасли, что разработка стандартов и их применение в этой отрасли осуществляется в соответствии с федеральными законами «О стандартизации в Российской Федерации» и «О техническом регулировании».
3. Дополнить, что национальные объединения в строительной сфере вправе разрабатывать стандарты организации для применения их в качестве обязательных членами СРО в соответствии с решениями общих собраний СРО.
От редакции. На очереди готовится к публикации материал о новеллах, касающихся имущественной ответственности членов СРО. Следите да публикациями.
В данный момент идет общественное обсуждение проекта ФЗ идет на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов. Оно продлится до 10 июля 2015 года.
Как мы сообщали накануне, официальный сайт для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения находится в стадии обновления и не всегда работает корректно. Внести свои правки в проект закона «О СРО» можно через разработчиков. В паспорте проекта ответственным за прием предложений сотрудником Минэкономразвития России числится Хасилев Владимир Андреевич. Замечания можно присылать на электронный адрес: KhasilevVA @economy.gov.ru. Телефон сотрудника: (495) 650-87-00, добавочный 0958.
Шуняева Диана
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru