1. Главная
  2. Новости
  3. Быстрее, проще, эффективнее: НОСТРОЙ и Минстрой меняют правила игры в строительстве и сокращают бюрократию в регионах
Новости

349

Быстрее, проще, эффективнее: НОСТРОЙ и Минстрой меняют правила игры в строительстве и сокращают бюрократию в регионах

 Быстрее, проще, эффективнее: НОСТРОЙ и Минстрой меняют правила игры в строительстве и сокращают бюрократию в регионах Российская строительная отрасль переживает период активной трансформации, направленной на повышение инвестиционной привлекательности и эффективности реализации проектов. Об этом наглядно свидетельствует сессия, проведенная Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ) 14 мая в рамках XVI Международного экономического форума "Россия — Исламский мир: KazanForum". Главная тема – особенности инвестиционной деятельности в жилищном строительстве в России и за рубежом – стала отправной точкой для обсуждения конкретных шагов по оптимизации процессов и устранению административных барьеров.

Курс на упрощение: Минстрой снижает административную нагрузку

Заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко рассказал о том, как выстроен процесс реализации проектов по строительству в России, перечислив основные этапы. Всего при возведении объектов капитального строительства выполняется 32 мероприятия, которые взаимосвязаны между собой.

Минстрой РФ взял курс на значительное упрощение процедур, с которыми сталкиваются застройщики. Результаты этой работы уже впечатляют: количество документов, необходимых для начала строительства, сократилось с 1168 в 2019 году до 600 в 2024 году. Этот процесс, как отметил Сергей Музыченко, позволил существенно сократить сроки реализации типовых проектов – с 2181 (почти 6 лет) дня до 1250 дней (менее 3,5 лет).

Что это значит для застройщиков?

Сокращение количества необходимых документов и сроков строительства напрямую влияет на снижение финансовых издержек и повышение рентабельности проектов. Это особенно важно в условиях высокой ключевой ставки, когда каждый день простоя оборачивается дополнительными затратами.

Какие этапы проходят застройщики

Реализация проекта капитального строительства – сложный процесс, состоящий из нескольких ключевых этапов, включающих 32 отдельные процедуры. Застройщики проходят следующие шаги:

  1. Приобретение прав на земельный участок: включая права на участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
  2. Согласование и утверждение: Утверждение или выдача сведений, документов и материалов, необходимых для проведения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции объекта.
  3. Инженерные изыскания и проектирование: Выполнение инженерных изысканий и осуществление архитектурно-строительного проектирования.
  4. Строительство и ввод в эксплуатацию: Строительство, реконструкция объекта капитального строительства и ввод его в эксплуатацию.
  5. Кадастровый учет и регистрация прав: Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на построенный или реконструированный объект.

Цифровизация на службе строителей: платформа Стройкомплекс.РФ

Одним из ключевых инструментов повышения эффективности стала цифровая платформа Стройкомплекс.РФ. Запущенный 1 сентября 2024 года цифровой реестр документов, материалов, сведений и согласований позволяет застройщикам оперативно получать актуальную информацию и планировать свои действия на каждом этапе реализации проекта. А "Калькулятор мероприятий" внутри платформы позволяет составить детальный план действий, адаптированный к конкретному объекту, что существенно упрощает процесс получения разрешительной документации.

Дальнейшие шаги по оптимизации

Минстрой определил четыре ключевых направления для дальнейшего сокращения инвестиционно-строительного цикла:

  1. Оптимизация и администрирование устаревших процедур: Пересмотр нормативной базы и устранение избыточных требований.
  2. Применение типовой проектной документации (ТПД) и типовых проектных решений (ТПР): Использование готовых решений позволяет существенно сократить время на проектирование и экспертизу.
  3. Автоматизация процессов проектирования и экспертизы через цифровизацию норм и требований: Перевод нормативной документации в цифровой формат и автоматизация процессов экспертизы.
  4. Раскрытие градостроительного потенциала каждого населенного пункта: Создание условий для эффективного использования земельных ресурсов и развития территории.

"Светофор" эффективности: как регионы справляются с задачей

Для оценки эффективности работы регионов по сокращению инвестиционно-строительного цикла Минстрой использует систему "светофоров". Эта система оценивает ряд параметров, включая:

  • Соответствие региональных требований федеральному законодательству
  • Цифровую зрелость субъекта РФ (уровень внедрения цифровых технологий)
  • Сроки реализации проектов по строительству

По итогам первого квартала 2025 года 52 субъекта РФ вошли в "зеленую зону", что говорит о хороших результатах работы. Еще 22 субъекта находятся в "желтой" зоне, что требует дополнительного внимания к оптимизации процессов. И целых 7 субъектов, попавших в "красную" зону (Республика Тыва, Республика Дагестан, Республика Северная Осетия - Алания, Астраханская область, Иркутская область, Забайкальский край и Омская область), нуждаются в срочном принятии мер по сокращению сроков и упрощению процедур.

Проблемные точки и точки роста

Анализ данных по регионам выявил значительный разброс в сроках прохождения отдельных процедур. Например, срок внесения изменений в генеральный план может варьироваться от 5 до 587 дней, а срок получения разрешения на строительство – от 41 до 847 дней. Это свидетельствует о необходимости унификации требований и стандартизации процессов на всей территории России:

  • Срок внесения изменений в генеральный план за отчетный период: максимальный - 587, средний - 166, минимальный - 5 календарных дней
  • Срок внесения изменений в правила землепользования и застройки за отчетный период: максимальный - 435, средний - 109, минимальный - 6 календарных дней
  • Срок прохождения административных процедур от ГПЗУ до РВ: максимальный - 847, средний - 211, минимальный - 41 календарный день
  • Срок реализации проекта по строительству нежилого объекта от ГПЗУ до РВ: максимальный - 2961, средний - 1184, минимальный - 240 календарных дней
  • Срок от момента выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию до момента осуществления государственного кадастрового учета объекта капитального строительства за отчетный период: максимальный - 22, средний - 8, минимальный - 2 календарных дня

Саморегулирование как инструмент повышения качества

Сокращение сроков и упрощение процедур не должны идти в ущерб качеству и безопасности строительства. Именно поэтому роль саморегулируемых организаций (СРО) становится особенно важной. СРО призваны контролировать деятельность своих членов, обеспечивать соблюдение стандартов и правил, а также повышать квалификацию специалистов. Внедрение цифровых технологий, использование типовых проектов и оптимизация административных процедур – все эти шаги должны быть подкреплены эффективным контролем со стороны СРО, чтобы гарантировать безопасность и надежность построенных объектов.

Сокращение инвестиционно-строительного цикла и повышение инвестиционной привлекательности отрасли – приоритетные задачи, которые стоят перед Минстроем и НОСТРОЙ. Реализация этих задач требует комплексного подхода, включающего оптимизацию административных процедур, внедрение цифровых технологий, унификацию требований и усиление контроля со стороны СРО. Успешное решение этих задач позволит привлечь в строительную отрасль новых инвесторов, повысить темпы жилищного строительства и улучшить качество жизни россиян.


Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала "Все о саморегулировании" (Все о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

НОСТРОЙ проведет заочную конференцию СРО Санкт-Петербурга
19.06.2025

НОСТРОЙ проведет заочную конференцию СРО Санкт-Петербурга

26 июня состоится окружная конференция саморегулируемых организаций (СРО) — членов Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), зарегистрированных в Санкт-Петербурге. Мероприятие пройдет в формате заочного голосования, итоги которого будут подведены в тот же день.
Совет ТПП РФ по саморегулированию рассмотрит квалификацию охранных организаций и участия СРО в законотворчестве
29.05.2025

Совет ТПП РФ по саморегулированию рассмотрит квалификацию охранных организаций и участия СРО в законотворчестве

Сегодня, 29 мая, Совет Торгово-промышленной палаты РФ по саморегулированию проведет заседание. На повестке - повышение квалификации участников закупок в сфере частной охранной деятельности и расширение участия СРО в разработке законодательных актов.
Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Вопрос-ответ

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вопрос:

СРО в Забайкальском крае: В г. Чите действует СРО Некоммерческое партнерство «Управляющих организаций ЖКХ «Забайкалье» (СРО НП «УО ЖКХ «Забайкалье»). Данной организации я не нашла в реестре саморегулируемых организаций РФ, размещенного на вашем сайте, означает ли это то, что данная СРО осуществляет свою деятельность не законно?

Ответ:

СРО НП «УО ЖКХ «Забайкалье» зарегистрировано в государственном реестре добровольных СРО за номером 0021 от 28.12.2009. Реестр СРО в сфере ЖКХ (добровольных СРО), ведёт Росреестр, на нашем сайте информация о добровольных СРО размещена в Реестре добровольных СРО. Мы в реестре СРО публикуем подробную информацию о саморегулируемых организаций.
Вернуть старый дизайн