Быстрее, проще, эффективнее: НОСТРОЙ и Минстрой меняют правила игры в строительстве и сокращают бюрократию в регионах
Российская строительная отрасль переживает период активной трансформации, направленной на повышение инвестиционной привлекательности и эффективности реализации проектов. Об этом наглядно свидетельствует сессия, проведенная Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ) 14 мая в рамках XVI Международного экономического форума "Россия — Исламский мир: KazanForum". Главная тема – особенности инвестиционной деятельности в жилищном строительстве в России и за рубежом – стала отправной точкой для обсуждения конкретных шагов по оптимизации процессов и устранению административных барьеров.
Курс на упрощение: Минстрой снижает административную нагрузку
Заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко рассказал о том, как выстроен процесс реализации проектов по строительству в России, перечислив основные этапы. Всего при возведении объектов капитального строительства выполняется 32 мероприятия, которые взаимосвязаны между собой.
Минстрой РФ взял курс на значительное упрощение процедур, с которыми сталкиваются застройщики. Результаты этой работы уже впечатляют: количество документов, необходимых для начала строительства, сократилось с 1168 в 2019 году до 600 в 2024 году. Этот процесс, как отметил Сергей Музыченко, позволил существенно сократить сроки реализации типовых проектов – с 2181 (почти 6 лет) дня до 1250 дней (менее 3,5 лет).
Что это значит для застройщиков?
Сокращение количества необходимых документов и сроков строительства напрямую влияет на снижение финансовых издержек и повышение рентабельности проектов. Это особенно важно в условиях высокой ключевой ставки, когда каждый день простоя оборачивается дополнительными затратами.
Какие этапы проходят застройщики
Реализация проекта капитального строительства – сложный процесс, состоящий из нескольких ключевых этапов, включающих 32 отдельные процедуры. Застройщики проходят следующие шаги:
- Приобретение прав на земельный участок: включая права на участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
- Согласование и утверждение: Утверждение или выдача сведений, документов и материалов, необходимых для проведения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции объекта.
- Инженерные изыскания и проектирование: Выполнение инженерных изысканий и осуществление архитектурно-строительного проектирования.
- Строительство и ввод в эксплуатацию: Строительство, реконструкция объекта капитального строительства и ввод его в эксплуатацию.
- Кадастровый учет и регистрация прав: Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на построенный или реконструированный объект.
Цифровизация на службе строителей: платформа Стройкомплекс.РФ
Одним из ключевых инструментов повышения эффективности стала цифровая платформа Стройкомплекс.РФ. Запущенный 1 сентября 2024 года цифровой реестр документов, материалов, сведений и согласований позволяет застройщикам оперативно получать актуальную информацию и планировать свои действия на каждом этапе реализации проекта. А "Калькулятор мероприятий" внутри платформы позволяет составить детальный план действий, адаптированный к конкретному объекту, что существенно упрощает процесс получения разрешительной документации.
Дальнейшие шаги по оптимизации
Минстрой определил четыре ключевых направления для дальнейшего сокращения инвестиционно-строительного цикла:
- Оптимизация и администрирование устаревших процедур: Пересмотр нормативной базы и устранение избыточных требований.
- Применение типовой проектной документации (ТПД) и типовых проектных решений (ТПР): Использование готовых решений позволяет существенно сократить время на проектирование и экспертизу.
- Автоматизация процессов проектирования и экспертизы через цифровизацию норм и требований: Перевод нормативной документации в цифровой формат и автоматизация процессов экспертизы.
- Раскрытие градостроительного потенциала каждого населенного пункта: Создание условий для эффективного использования земельных ресурсов и развития территории.
"Светофор" эффективности: как регионы справляются с задачей
Для оценки эффективности работы регионов по сокращению инвестиционно-строительного цикла Минстрой использует систему "светофоров". Эта система оценивает ряд параметров, включая:
- Соответствие региональных требований федеральному законодательству
- Цифровую зрелость субъекта РФ (уровень внедрения цифровых технологий)
- Сроки реализации проектов по строительству
По итогам первого квартала 2025 года 52 субъекта РФ вошли в "зеленую зону", что говорит о хороших результатах работы. Еще 22 субъекта находятся в "желтой" зоне, что требует дополнительного внимания к оптимизации процессов. И целых 7 субъектов, попавших в "красную" зону (Республика Тыва, Республика Дагестан, Республика Северная Осетия - Алания, Астраханская область, Иркутская область, Забайкальский край и Омская область), нуждаются в срочном принятии мер по сокращению сроков и упрощению процедур.
Проблемные точки и точки роста
Анализ данных по регионам выявил значительный разброс в сроках прохождения отдельных процедур. Например, срок внесения изменений в генеральный план может варьироваться от 5 до 587 дней, а срок получения разрешения на строительство – от 41 до 847 дней. Это свидетельствует о необходимости унификации требований и стандартизации процессов на всей территории России:
- Срок внесения изменений в генеральный план за отчетный период: максимальный - 587, средний - 166, минимальный - 5 календарных дней
- Срок внесения изменений в правила землепользования и застройки за отчетный период: максимальный - 435, средний - 109, минимальный - 6 календарных дней
- Срок прохождения административных процедур от ГПЗУ до РВ: максимальный - 847, средний - 211, минимальный - 41 календарный день
- Срок реализации проекта по строительству нежилого объекта от ГПЗУ до РВ: максимальный - 2961, средний - 1184, минимальный - 240 календарных дней
- Срок от момента выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию до момента осуществления государственного кадастрового учета объекта капитального строительства за отчетный период: максимальный - 22, средний - 8, минимальный - 2 календарных дня
Саморегулирование как инструмент повышения качества
Сокращение сроков и упрощение процедур не должны идти в ущерб качеству и безопасности строительства. Именно поэтому роль саморегулируемых организаций (СРО) становится особенно важной. СРО призваны контролировать деятельность своих членов, обеспечивать соблюдение стандартов и правил, а также повышать квалификацию специалистов. Внедрение цифровых технологий, использование типовых проектов и оптимизация административных процедур – все эти шаги должны быть подкреплены эффективным контролем со стороны СРО, чтобы гарантировать безопасность и надежность построенных объектов.
Сокращение инвестиционно-строительного цикла и повышение инвестиционной привлекательности отрасли – приоритетные задачи, которые стоят перед Минстроем и НОСТРОЙ. Реализация этих задач требует комплексного подхода, включающего оптимизацию административных процедур, внедрение цифровых технологий, унификацию требований и усиление контроля со стороны СРО. Успешное решение этих задач позволит привлечь в строительную отрасль новых инвесторов, повысить темпы жилищного строительства и улучшить качество жизни россиян.
Специально для Информационного портала "Все о саморегулировании" (Все о СРО)
www.all-sro.ru