Делегаты ждут перемен
В Санкт-Петербурге 12 декабря руководители 16 строительных СРО Северо-Западного федерального округа на Окружной конференции обсудили документы, подготовленные НОСТРОЙ к утверждению на XIV Всероссийском съезде СРО.
Немного статистики
Координатор НОСТРОЙ по СЗФО Георгий Богачев рассказал о ситуации в округе и проделанной работе. В этом году три СРО перешли в СЗФО из других регионов, одна СРО исключена из реестра и зарегистрированы две новые. Итого стало 18 строительных саморегулируемых организаций. Георгий Богачев считает, что количество СРО в регионе будет сокращаться. Его беспокоит, что не все СРО в полном объеме разместили средства компфондов на спецсчетах, а наполнение штата компаний-членов СРО специалистами, включенными в НРС, составляет всего около 40%.
Исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин доложил о ситуации в НОСТРОЙ. С середины 2016 г. общее количество членов СРО сократилось на 43 тысяч и на данный момент составляет 84 тыс. Он считает, что тенденция к сокращению состава может сохраниться. Прогноз основан на том, что суммарное количество членов СРО, которые в кризисное время смогли сохранить свой компфонд и тех, которые смогли восстановить компенсационные фонды, составляет около 53 тыс. Какие-либо СРО еще смогут реанимироваться, либо на их месте появятся новые. При этом общая численность членов СРО может сократиться до 65 000. Эта тенденция по сокращению членов СРО приводит к тому, что снижается сумма членских взносов, которые получает НОСТРОЙ на ведение своей деятельности. Поэтому при плане почти в 540 млн руб. было получено 440 млн руб. взносов. Многие СРО, понимая, что близки к исключению из госреестра, прекратили платить взносы. Это стало важным показателем ненадежности СРО. Если к этому добавлялось нерегулярное обновление реестра, снижение информационной открытости, то руководители подобных СРО получали любезное приглашение на Совет НОСТРОЙ.
«Размер ежегодного взноса на содержание НОСТРОЙ остается на прежнем уровне, а количество организаций и общая сумма взносов снижаются. Как в таких случаях обеспечить функционирование и развитие НРС? Только за счет дополнительного целевого взноса». – Посетовал Виктор Прядеин. – «На НРС мы тратили в среднем 8,3 млн руб. в месяц. На одного специалиста затраты составили около 589 руб. В этом году планируем ввести в НРС информацию о месте работы специалиста».
Оживленную дискуссию открыл вопрос директора Ассоциации СРО «Строители Ленинградской области» (СРО-С-093-30112009) Владимира Кобзаренко: "НОСТРОЙ – это общественная организация, которая существует на деньги, которые мы собираем со строителей. Хотелось бы услышать отчет о достигнутых результатах, на какие цели эти средства были потрачены в 2017 году, в соответствии с определенными ГрК РФ основными функциями"?
Владимир Кобзаренко также высказал мнение, что приоритетные направления деятельности НОСТРОЙ, определяющие цели деятельности Ассоциации на 2018 год, должны соответствовать функциям, определенным градостроительным законодательством и Уставом НОСТРОЙ. Соответственно и финансирование должно осуществляться только тех мероприятий, которые направлены на достижение этих целей.
В ответ Виктор Прядеин сообщил участникам конференции, что вся бухгалтерская отчетность НОСТРОЙ за 2017 год будет представлена на Всероссийском съезде саморегулируемых организаций, который должен состояться весной 2018 года.
Кому нужны стандарты?
Вот что рассказал Виктор Прядеин, отвечая на вопрос о разработке и внедрении стандартов: «Последние полгода в НОСТРОЙ шли баталии по поводу разработки стандартов. Например, рядом специалистов предлагалась массовая разработка стандартов. Но мы решили проверить, насколько используются уже разработанные стандарты, какова их эффективность. Оказалось, что в профильные комитеты НОСТРОЙ обращались различные компании с просьбой на разработку стандартов. Члены комитета ставили задачу, находили исполнителя и сами принимали работу. В лучшем случае, пользовались стандартами только компании, которые инициировали их разработку. В худшем – стандарт относили в архив.
Оказалось, что у нас накопилось много неисполненных договоров на разработку стандартов на общую сумму около 50 млн руб., заключенных предыдущим составом Аппарата НОСТРОЙ в 2013-2015 гг. Президент НОСТРОЙ Андрей Молчанов распорядился принять и оформить все авансированные работы, расторгнуть договоры и больше на это денег не тратить. Мы ведем с исполнителями переговоры, чтобы минимизировать убытки НОСТРОЙ. Почему я называю сделанные затраты убытками? Анализ показал, что малый и средний бизнес этими стандартами не пользуются, а у крупных заказчиков, таких как Россети, Транснефть, Росатом имеются собственные разработанные стандарты. Как мы будем навязывать им свои стандарты? Чтобы не создавать абсурдную ситуацию, когда от строителей будут требовать одновременно работать по нескольким стандартам, Совет НОСТРОЙ решил прекратить разработку стандартов.
Из 238 подготовленных стандартов только 141 сами разработчики посчитали обязательным для применения. Из них 40 стандартов относятся к дорожным работам, а 60 – к подземным сетям. То есть 97 стандартов – это просто бумага, которая лежит и занимает место в архиве.
Мы проанализировали договоры на разработку стандартов и выяснилось, что из 500 с лишним миллионов рублей, потраченных Национальным объединением строителей на ГОСТы, СНиПы, СТО, 90 млн получило ИСЗС «Консалтинг». Владелец этой компании – член комитета по подземным сетям».
Своим мнением поделился Сергей Афанасьев (Ассоциация «СтройИндустрия (СРО-С-256-19102012): «Эти стандарты мы анализировали еще в 2013 году. Взяли в руки один стандарт – красная кожаная обложка. Подробная библиография, перечисление старых ГОСТов и СНиПов. Содержательная часть – одна страница. Стоимость работы обозначена в семь миллионов рублей – это просто отмывка денег. А те стандарты, которые разрабатывались при помощи НОСТРОЙ для конкретных компаний, – это называется использование средств общественной организации для достижения личных целей или попросту воровство».
Директор Ассоциации СРО «Строительный Комплекс Вологодчины» (СРО-С-007-14052009) Анна Леонова также высказалась однозначно: «Стандарты НОСТРОЙ – это куча макулатуры, которые никто никогда не применял. Если мы не понимаем, как использовать разработанные стандарты, то нужно убрать из Градостроительного кодекса контроль СРО над организациями на процессы выполнения работ по стандартам Национального объединения».
Анна Леонова считает, что необходимо оптимизировать работу НОСТРОЙ. Если раньше деятельность ряда отраслевых комитетов оправдывалась необходимостью разработки стандартов, то на сегодняшний день она вообще не нужна. Это бессмысленная трата времени специалистов на заседания, где рассматриваются одни и те же вопросы.
Также Анна Леонова поделилась своим мнением по поводу стандарта НОСТРОЙ по контролю СРО над своими членами: «Если по нему работать, то нужно в несколько раз увеличить штат сотрудников аппарата СРО и некогда будет заниматься никакой другой работой. Надо его пересматривать, приблизить к жизни, иначе мы не справимся. Увеличить штат не можем – не позволяет бюджет СРО».
Заместитель директора Департамента нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ Антон Забелин рассказал о проектах Стандартов деятельности саморегулируемых организаций. Готовы восемь проектов Стандартов деятельности СРО, два из них сейчас проходят общественные обсуждения. После эмоциональной дискуссии участники конференции пришли к мнению, что на данном этапе стандарты должны носить лишь рекомендательный характер.
Поправки в Градостроительный кодекс
Владимир Кобзаренко предложил внести в НРС сведения об основном месте работы физического лица (специалиста) и сведения о СРО, членом которой является работодатель физического лица.
Он также предложил: снизить стаж для включения специалистов в НРС, так как высокий ценз в 10 лет тормозит развитие молодых специалистов; разрешить компаниям и ИП добровольно переходить в другую СРО с соответствующим переводом компфондов.
Проблемы НРС
О ситуации с НРС рассказал Виктор Прядеин: «Мы столкнулись с проблемой, когда компаниям требуется больше двух специалистов, включенных в НРС. Дело в том, что Ростехнадзор стал требовать, чтобы акты о выполнении скрытых работ подписывал специалист, внесенный в НРС. При таком подходе на каждом строящемся доме понадобится не менее четырех специалистов. А если у компании несколько стройплощадок? Чтобы решить эту проблему, мы предлагаем внести в перечень поправок в Градостроительный кодекс пункт о том, что специалист НРС может делегировать подписание актов освидетельствования скрытых работ другим специалистам, не состоящим в НРС. Но за организацию строительного контроля должен отвечать именно специалист, включенный в НРС. Это обычная для российских строителей практика, когда главный инженер осуществляет технический контроль и поручает прорабам и другим специалистам выполнение конкретных работ и осуществление контроля. Для качественного выполнения работ он проводит или организует инструктаж, обучение, аттестацию, отправляет специалистов на курсы повышения квалификации».
Директор департамента нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ Антон Забелин отметил, что сейчас вообще нельзя специалиста исключить из НРС. Даже если выяснится, что он предоставил заведомо ложные сведения. Закон этого не предусматривает. Поэтому необходимо внести в Градостроительный кодекс такую норму.
Своим мнением поделился Владимир Кобзаренко: «Введение дополнительного целевого взноса на обеспечение ведения НРС нецелесообразно, так как, в соответствии с Налоговым кодексом, эти средства попадут под налогообложение и НОСТРОЙ потеряет 16 млн рублей в виде налога на прибыль. Есть предложение: не вводить дополнительный целевой взнос на обеспечение ведения НРС, а изыскать средства из других источников, в том числе средств, не использованных в предыдущие периоды».
Итоги
В результате к рассмотрению на XIV Всероссийском съездеСРО рекомендованы предложения СЗФО по внесению изменений в Градостроительный кодекс в части отмены требования к СРО о контроле за соблюдением их членами стандартов на процессы выполнения работ по строительству, дополнение о необходимости включения в НРС сведений об основном месте работы специалиста и принадлежности к СРО, а также предложение о снижении требований к общему трудовому стажу по профессии при подаче документов в НРС с 10 до 5 лет. Делегаты потребовали продолжить работу по дополнению Перечня направлений подготовки, специальностей в области строительства, утвержденного Приказом Минстроя РФ.
Участники конференции одобрили проект Сметы расходов НОСТРОЙ на 2018 г. с пожеланием оптимизации затрат. Делегаты также рекомендовали продлить срок оплаты целевого взноса на ведение НРС до 1 июля 2018 г. СРО СЗФО рекомендовали Исполнительной дирекции НОСТРОЙ в дальнейшем включить в методику расчета оплату целевых взносов саморегулируемыми организациями, которые будут зарегистрированы после 1 апреля 2018 г., а также рассмотреть возможность оплаты взноса на ведение НРС в 2019 г. самим специалистом, включенным в НРС, либо его работодателем.
В конце заседания выяснилась проблема, состоящая в том, что Совет НОСТРОЙ был на прошлой неделе и предложения, утвержденные на Окружной конференцией по СЗФО не попадут в пакет документов к съезду, как не рассмотренные Советом. Но Виктор Прядеин пообещал распространить на съезде принятые на конференции предложения с дополнительным пакетом документов.
В общем, на съезде строителей будет жарко: делегаты намерены участвовать в разработке программных документов НОСТРОЙ, целей и задач Ассоциации, оптимизировать структуру комитетов.
Олег Путин
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru