Как снизить финансовую нагрузку на застройщиков и обеспечить качество коммунальных услуг: на сессии НОСТРОЙ обсудили инфраструктурные кредиты и ОСЖЦ
На сессии Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) в рамках XVI Международного экономического форума "Россия — Исламский мир: KazanForum" были озвучены инициативы, направленные на снижение стоимости строительства и улучшение качества коммунальных услуг. Лев Гориловский, член Генерального совета "Деловой России", председатель совета директоров "Группы ПОЛИПЛАСТИК", представил ряд предложений, касающихся финансирования инфраструктурных проектов и внедрения принципов оценки стоимости жизненного цикла (ОСЖЦ) объектов коммунальной инфраструктуры.
Снижение финансовой нагрузки на застройщиков: пример Хабаровска
Лев Гориловский озвучил ряд инициатив, позволяющих уменьшить расходы застройщиков на площадках с низкой степенью инфраструктурной готовности. Он привел в пример строительство тепломагистрали протяженностью свыше 10 км в Хабаровске. В течение 8 лет региону никак не удавалось найти решение по реализации этого сложного и масштабного по объемам финансовых вложений проекта. В конечном итоге благодаря переносу производства труб на территорию области увеличились доходы в региональную казну в виде налоговых отчислений.
Собрать проект удалось благодаря сочетанию нескольких механизмов. Регион стал первым из 20 получивших инфраструктурный бюджетный кредит. Высокий темп финансирования позволил сократить срок строительства с 8 до 4 лет. Модель реализации и финансирования проекта включает в том числе техническое присоединение, что не ложится на плечи застройщиков и таким образом не перекладывается в стоимость жилья.
Планируется, что до конца 2025 года объект будет сдан в эксплуатацию. Это позволит ускорить реализацию перспективного проекта жилищной застройки на новых территориях объемом свыше 2,5 млн квадратных метров, обеспечит жителей Хабаровска качественной тепловой энергией, сделает жилье более доступным и гарантирует необходимую нагрузку тепловых сетей.
Внебюджетное финансирование и государственно-частное партнерство
Лев Гориловский подчеркнул, что количество подобных проектов может быть увеличено при желании регионов продолжать Комплексное развитие территорий (КРТ). На рынке есть для этого внебюджетные источники финансирования. Вопрос только в готовности самих субъектов к реализации имеющегося механизмов.
Он также отметил положительные эффекты от сочетания различных инструментов финансирования, в том числе в проектах государственно-частного партнерства. За счет изменений в механизмах концессионных соглашений инвесторы получили защиту от повышения ключевой ставки на 2% и более. Ранее это было сдерживающим фактором для участия инвесторов в проектах с применением концессий.
ОСЖЦ и модернизация коммунальной инфраструктуры
Лев Гориловский напомнил о том, что реализация Указа Президента от 07 мая 2024 года "О национальных целях развития России на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" предполагает улучшение качества предоставляемых коммунальных услуг для 20 млн человек к 2030 году в результате реализации программы модернизации коммунальной инфраструктуры. Для этого планируется выделить до 4,5 трлн рублей до 2030 года, из которых около 2,5 трлн рублей должны составить внебюджетные средства.
Для обеспечения софинансирования в докладе спикера предлагается:
- Введение инвестиционной надбавки сверх предельных индексов для выхода на экономически обоснованный тариф
- Учет стоимости жизненного цикла (ОСЖЦ) инфраструктуры при выборе технологических решений
Отраслевая проблематика и необходимые изменения
В отрасли водоснабжения и водоотведения (ВиВ) сложилась критическая ситуация. При годовой выручке около 500 млрд рублей, убытки водоканалов составляют порядка 50 млрд рублей. Основная причина – несоответствие между величиной тарифов и себестоимостью услуг. Тарифы на ВиВ в абсолютном выражении приносят водоканалам существенно меньшую выручку, чем, например, в теплоснабжении, при сопоставимой стоимости строительства объектов.
Ограничение роста тарифов предельными индексами усугубляет ситуацию. Зачастую тарифа не хватает на покрытие фонда оплаты труда и налогов, что приводит к отсутствию средств на реализацию производственных и инвестиционных программ, накоплению задолженности за электроэнергию и по налогам. Многие организации находятся в процедуре банкротства, однако фактически продолжают выполнять свои функции, поскольку отсутствует механизм реального вывода водоканалов в нормальный режим работы и эксплуатации объектов ВиВ. Необходимость обновления систем критична, но ограничена существующими рамками тарифного регулирования.
Для решения этих проблем предлагается ввести инвестиционную надбавку, чтобы обеспечить финансирование инвестпрограмм коммунальных предприятий, не ограничиваясь предельными индексами платы граждан, с обязательным субсидированием нуждающихся групп. Для этого потребуется внесение изменений:
- в Жилищный кодекс РФ (ст. 157.1),
- Постановление Правительства от 30.04.2014 г. № 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги"
- Постановление Правительства от 29.07.2013 г. № 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения"
- Постановление Правительства от 13.05.2013 г. № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения"
- Приказ Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 г. № 1746-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения"
Внедрение ОСЖЦ инфраструктуры
Внедрение оценки стоимости жизненного цикла (ОСЖЦ) предполагает использование продукции с более длинным жизненным циклом для более эффективной эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры, оптимизации инвестиционного цикла и сокращения затрат при модернизации.
В 2025 году предлагается внесение изменений в нормативные акты. Они предполагают выбор приоритетных технологических решений, исходя из наиболее эффективной стоимости жизненного цикла объектов коммунальной инфраструктуры, с учетом реально необходимого срока службы.
Также спикер сообщил о том, что в ближайшее время внесут правки в Свод правил 517.1325800.2022 "Эксплуатация централизованных систем сооружений водоснабжения и водоотведения". Правки дают возможность считать СЖЦ по правильным формулам. Внесение второго пакета правок запланировано до конца 2025 года. Оно направлено на более точный учет затрат на эксплуатацию по различным материалам.
Однако, как подчеркнул докладчик, уже сейчас можно оценивать стоимость жизненного цикла на основании сроков службы трубопроводов из различных материалов и коэффициентов шероховатости.
Предложенные инициативы Льва Гориловского направлены на снижение финансовой нагрузки на застройщиков, повышение качества коммунальных услуг и ускорение модернизации инфраструктуры. Успешная реализация этих предложений требует активного участия и института СРО, и органов власти, и представителей бизнеса. Внедрение ОСЖЦ и эффективное использование инфраструктурных кредитов позволит повысить эффективность инвестиций, снизить затраты и улучшить качество жизни граждан.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала "Все о саморегулировании" (Все о СРО)
www.all-sro.ru