Леонид Питерский рассказал о том, что повернуло энергоэффективность в сторону экологии
Президент НОЭ Леонид Питерский на площадке конгресса "Энергоэффективность. XXI век" рассказал о новой Климатической доктрине России, а также о том, как повышается роль энергосбережения и энергетической эффективности.
16 ноября в Санкт-Петербурге прошел Международный конгресс "Энергоэффективность. XXI век. Архитектура. Инженерия. Цифровизация. Экология. Саморегулирование". В рамках форума более 500 участников обсудили цифровизацию проектно-строительной отрасли, экологию, внедрение новейших технологий в инженерные системы зданий и сооружений.
Деловую программу конгресса открыла пленарная сессия. Модерировал главную дискуссию вице-президент НОЭ и НОПРИЗ, ответственный секретарь Оргкомитета форума Александр Гримитлин.
В мероприятии принял участие президент НОЭ Леонид Питерский. Он рассказал об энергосбережении и повышении энергетической эффективности при реализации новой Климатической доктрины России.
"Поворот реализации направления энергосбережения и повышения энергоэффективности в сторону экологии на государственном уровне стал очевидным после принятия двух федеральных нормативов", - отметил Леонид Питерский.
Первым таким документом, как напомнил спикер, стала подписанная в сентябре этого года Программа по повышению энергоэффективности и снижению энергопотребления.
"А через месяц, уже в октябре была принята Климатическая доктрина. Отмечу, что последний норматив был разработан РАН и Минприроды при участии НОЭ и некоторые предложения, выработанные в рамках дискуссий конгресса "Энергоэффективность. XXI век" легли в основу итоговой редакции доктрины", - пояснил президент НОЭ.
Климатическая доктрина
Комплексная госпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" установила цель, согласно которой нужно снизить энергоемкость ВВП на 35% в 2035 году по отношению к уровню 2019 года. При этом важным фактором для динамики спроса на энергоресурсы с учетом энергоэффективности является экономический рост.
Ключевой целью новой государственной Климатической доктрины, утвержденной Президентом России Владимиром Путиным в октябре, является достижение углеродной нейтральности России до 2060 года. Реализация поставленной цели невозможна без комплексной работы на федеральном, региональном и отраслевом уровнях. Необходима структурная перестройка экономики в пользу отраслей с высокой добавленной стоимостью и низкой энергоемкостью.
Также требуется обеспечить рациональное использование первичных энергоресурсов при стратегическом планировании. Необходимо учитывать топливно-энергетический баланс, который представляет собой баланс, в том числе и прогнозируемый, добычи, переработки, распределения и конечного потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов. Такой баланс на уровне региона позволяет выявить отраслевые особенности использования топлива, электроэнергии, теплоэнергии, а также определить экономические связи между регионами, производителями и потребителями топливно-энергетических ресурсов. Кроме того, он отражает, как отдельные энергоносители и системы энергообеспечения могут заменять и дополнять друг друга. Баланс демонстрирует экономическую и экологическую целесообразность использования разных видов энергоресурсов, эффект от внедрения новых технологий и программ повышения энергетической эффективности.
Надежное энергообеспечение важно для социально-экономического развития страны, ее энергетической безопасности и повышения качества жизни граждан. Поэтому формирование топливно-энергетического баланса имеет стратегически важное значение как для социально-экономического развития регионов, так и для развития отраслей экономики и России в целом. Считается, что в условиях снижения экспорта и на фоне поиска драйверов внутреннего спроса на энергоресурсы актуальность разработки топливно-энергетического баланса страны и регионов будет нарастать. При этом без понимания структуры спроса на топливно-энергетические ресурсы и структуры их поставок невозможно рациональное экономическое планирование ни на региональном уровне, ни в масштабах страны.
Кроме того, для достижения целей, поставленных в новой Климатической доктрине, следует развивать программы энергосбережения и энергоэффективности. При этом необходимо нормативно-правовое сопровождение, определение ответственных лиц и источников финансирования соответствующих мероприятий.
К примеру, на парламентских слушаниях по энергетике, прошедших в профильном комитете Госдумы 13 ноября, эксперты, среди которых были представители НОЭ, заявили, что совершенствование Топливно-энергетического комплекса России должно основываться на взаимозаменяемости и конкуренции топлива и энергии на конкретной территории. Необходимо создать условия для возможной замены одного вида топлива на другой. Следует повысить эффективность использования всех видов первичных энергоресурсов и электроэнергии, стимулировать использование в регионах местных видов энергоресурсов и возобновляемых источников энергии.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала "Все о саморегулировании" (Все о СРО)
www.all-sro.ru