Минстрой и НОСТРОЙ выступают за возложение на СРО ответственности за исполнение членами госконтрактов
Министерство строительства разрабатывает законопроект, который налагает на СРО ответственность за исполнение ее членами работ по госконтрактам. Как рассказал директор департамента жилищной политики Министерства Никита Стасишин на всероссийской конференции «Саморегулирование в строительном комплексе: повседневная практика и законодательство», в настоящий момент проект закона находится в высокой степени готовности. На вопрос, нет ли возможной опасности для необоснованной траты средств компфондов СРО представитель Минстроя ответил, что рисков ведомство для себя не видит, добавив, что Министерство готово выслушать обоснованные доказательства возможного негативного влияния.
Поддержал усиление ответственности СРО в части госконтрактов и Вице-президент НОСТРОЙ, член Совета Нацобъединения Александр Ишин. В своем выступлении на пленарном заседании он подчеркнул, что хотя по законопроекту есть ряд вопросов, особенно касающихся роли СРО в государственных и муниципальных контрактах, впереди рассмотрение в Госдуме, где он будет доработан. Ишин выразил надежду, что в конечном итоге он будет тем необходимым инструментом, который пригодится строителям.
«В нем найдут отражение все те проблемы, которые не нашли отражение в контрактной системе, в 44-ФЗ. А что касается контроля СРО за контрактами, то, насколько я помню, в нем есть такой постулат, что строители обязаны будут информировать о заключенных контрактах саморегулируемые организации. Это, во-первых, [укладывается] в рамки информационной открытости, и в этом случае СРО будут лучше знать, что их строители на сегодняшний день строят. Действительно ли они не набрали такой объем [работ], что приведет к негативным последствиям как в качестве, так и в сроках [строительства]. Закон сложный, поэтому, наверное, и хорошо, что он так быстро не выходит, а выйдет отработанным, устраивающим и государство и строителей», – заявил он.
Представитель Государственной думы, ответственный секретарь экспертного совета по градостроительной деятельности при ГД по земельным отношениям и строительству, директор Департамента стратегических программ и развития саморегулирования Национального объединения проектировщиков и изыскателей Светлана Бачурина обратила внимание, что закон – это еще не решение всех проблем. До того, как применять его на практике, необходимо будет подготовить проекты подзаконных актов, которые обеспечат его реализацию.
Напомним, предложение наложить на СРО ответственность по госконтрактам прозвучало после совещания у председателя Правительства РФ Дмитрия Козака. Возможные меры воздействия на исполнителей госзаказов, в числе которых называется исключение из состава СРО тех членов, которые не исполняют свою обязанность, в среде саморегулирования вызвала споры. Дискуссионное предложение, а также возможное создание единого компенсационного фонда для исполнителей по госконтрактам прокомментировал нашему порталу Антон Мороз, председатель Совета СРО НП «Балтийское объединение проектировщиков», СРО НП «Балтийское объединение изыскателей», член Совета НОПРИЗ. В частности он отметил, что наделение СРО правом осуществлять мониторинг исполнения госконтрактов и исключать из состава СРО тех членов, которые не исполняют свою обязанность, целесообразно. Но процесс должен быть жестко регламентирован и документирован, а саморегулирование должно на практике быть саморегулированием.
«Если мы заинтересованы сохранить средства компенсационного фонда и не допустить возможных нарушений в ходе исполнения госконтракта, то мы как саморегулируемая организация, которая понимает потенциал каждого своего члена, можем и обязаны предупредить заказчика о возможности выполнения той или иной фирмой полного объема работ, указанного в госконтракте. Дальше – это уже решение заказчика. Но если мы осознаем, что организация идет на госконтракт, который она не в состоянии завершить, мы должны иметь право, по крайней мере, ей об этом сказать: хорошо, мы готовы коллективно отвечать за тебя на такой-то части этапа исполнения госконтракта, но не на всем процессе в целом. Если предприятие уведомляет, что собирается приступить к этапу, который документарно не подкреплен финансовыми, людскими, техническими возможностями, то мы не должны подставлять остальных членов своей СРО, позволять рисковать всем имеющимся у нее имуществом и заставлять членов потом дополнять компенсационный фонд в рамках неисполнения обязательств», – рассказал Антон Мороз.
Шуняева Диана
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru