НОСТРОЙ и Союз строителей железных дорог обсудили проблемы саморегулирования и закупок
Вопросы реформы системы саморегулирования в строительном комплексе и связанных с этим изменений в системе закупок ОАО «РЖД» обсудили в Москве на совместном заседании члены Подкомитета по железнодорожному строительству при Комитете по транспортному строительству НОСТРОЙ и руководители Союза строителей железных дорог (ССЖД).
По информации пресс-службы НОСТРОЙ, открывая заседание, президент ССЖД Геннадий Талашкин отметил, что Подкомитет провел большую работу по взаимодействию отраслевых строительных организаций с НОСТРОЙ. В частности, с 2010 г. выпущено 7 стандартов и 3 рекомендации НОСТРОЙ на основные виды работ по строительству железнодорожных объектов. Также разрабатываются своды правил, связанных со строительством высокоскоростных железнодорожных магистралей по программе Минстроя России.
Обсуждая реформы системы саморегулирования в строительном комплексе и связанных с этим изменений в системе закупок ОАО «РЖД» в части СМР, руководитель Подкомитета Алексей Степаненко сообщил, что с отменой свидетельства о допуске к работам, отменены и виды работ, и все требования СРО, которые были установлены к этим видам работ. Вместо градации по видам работ введена градация по трем категориям сложности объекта без учета специфики строительных работ. Острым вопросом для заказчиков и генподрядчиков является отмена обязательного членства в СРО для субподрядных организаций, которые теперь не несут субсидиарной ответственности. Железнодорожные строительные компании, подчиняясь требованиям Градостроительного кодекса о регионализации, перешли из специализированных СРО в местные, но при этом исчезла возможность прямого диалога между заказчиком и СРО железнодорожных строителей, а также разработки отраслевых стандартов. Чтобы частично сгладить разрушительные для отраслевых СРО последствия 372-ФЗ, 8 ноября 2016 г. в ходе II Конгресса строителей железных дорог было подписано соглашение о сотрудничестве между ССЖД и НОСТРОЙ. В развитие положений соглашения Подкомитет НОСТРОЙ по железнодорожному строительству должен выступать площадкой для обсуждения отраслевых вопросов стандартизации и квалификации.
Члены Подкомитета также рассмотрели квалификационные требования к подрядчикам ОАО «РЖД», которые необходимы для обеспечения качества выполняемых работ, а также препятствия для включения квалификационных требований в документацию о закупках ОАО «РЖД» с учетом изменений законодательства о саморегулировании.
В ходе обсуждения участники выразили обеспокоенность позицией Федеральной антимонопольной службы по минимизации квалификационных требований к участникам торгов и конкуренции только на основе цены конкурсного предложения. Вследствие этого строительные организации – члены СРО, которые планомерно и последовательно занимаются вопросами развития техники и технологий, внедрения инноваций, повышения уровня квалификации работников и производительности труда, накоплению компетенций и модернизацией строительного производства, ставятся в один ряд с компаниями, не обремененными вышеперечисленными задачами, которые способны победить на конкурсе с более низким ценовым предложением. Такая тенденция была признана участниками заседания негативной. Поэтому собравшиеся обсудили ряд предложений по возможности применения неценовых критериев оценки участников закупок и согласились с необходимостью выработки комплексного подхода в этом направлении.
Заместитель Исполнительного директора НОСТРОЙ Сергей Пугачев доложил участникам заседания об организации контроля соблюдения членами СРО стандартов на процессы выполнения работ в строительстве. Советом НОСТРОЙ утвержден перечень действующих стандартов НОСТРОЙ на процессы выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые подлежат контролю СРО над их соблюдением членами саморегулируемых организаций. На текущий момент в перечень включен 141 стандарт. По мере издания в Перечень будут включены все стандарты в области железнодорожного строительства. Согласно нормам 372-ФЗ, саморегулируемыми организациями – членами НОСТРОЙ будет проводиться контроль над выполнением их требований при производстве работ на объектах капитального строительства. Сергей Пугачев также рассказал о работе НОСТРОЙ по разработке единых квалификационных стандартов, формированию Национального реестра специалистов в области строительства, а также о разработке профессиональных стандартов.
В ходе дискуссии участники заседания отметили необходимость включения ссылок на стандарты НОСТРОЙ на процессы выполнения работ в конкурсную документацию, в проект организации строительства, а также необходимость анализа комплекса стандартов НОСТРОЙ с учетом требований ОАО «РЖД» к материально-техническому оснащению строительных организаций, в первую очередь к наличию специализированной строительной техники и оборудования. Наряду с этим в квалификационных стандартах СРО в отношении организаций железнодорожного строительства хотелось бы видеть требования о наличии квалифицированных специалистов по железнодорожным специальностям.
Главный специалист отдела Департамента нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ Николай Хавка проинформировал собравшихся об организации контроля исполнения договорных обязательств строительными компаниями – членами СРО. Докладчик отметил, что при участии в конкурентных закупках строительные компании должны соотносить стоимость контракта не только с размером взноса в фонд договорных обязательств (уровнем ответственности), но и с размером компенсационного фонда возмещения вреда. Докладчик напомнил, что ответственность СРО может наступить за неисполнение членами СРО контрактов, заключенных после 1 июля 2017 г.
В завершение заседания президент ССЖД Геннадий Талашкин отметил важность обмена информацией между представителями НОСТРОЙ, ССЖД и холдинга РЖД. Он также высказал пожелание по вовлечению в экспертную работу представителей других ведомств, в том числе Минстроя России и Федеральной антимонопольной службы.
Олег Путин
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru