От инициатив — к законам: ТПП РФ сформировала пакет предложений по расширению полномочий добровольных СРО
24 сентября 2025 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось заседание Совета по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности. Участники мероприятия, включая представителей Минэкономразвития России, Росреестра и отраслевых саморегулируемых организаций (СРО), обсудили острые проблемы взаимодействия бизнеса и государства и сформировали конкретный план законодательных инициатив на 2025-2026 годы.
Добровольное саморегулирование: диагностика сектора
Председатель Совета Андрей Паранич представил результаты масштабного анкетирования СРО с добровольным членством, проведенного летом 2025 года. Исследование показало, что из 500 организаций, зарегистрированных в реестре Росреестра, реальную активность проявляют только около 300.
- Ключевой проблемой участники заседания признали ограниченное участие СРО в нормотворческом процессе на ранних стадиях, когда концепции будущих нормативных актов только начинают обсуждаться.
- Еще одним значимым барьером стало слабое взаимодействие с контрольно-надзорными органами, которые далеко не всегда привлекают СРО к проверкам и не информируют их о результатах контрольных мероприятий.
Добровольное саморегулирование: позиция федеральных органов власти
Заместитель директора департамента Минэкономразвития России Игорь Судец подтвердил стабильность сектора, отметив, что в стране активно работают 299 СРО с добровольным членством. Он привел значимые экономические показатели: в 2024 году сфера аккумулировала 17 млрд рублей членских и вступительных взносов, при этом компенсационные фонды продемонстрировали высокую эффективность — на возмещение ущерба было направлено лишь 0,3% от их общего объема. Чиновник подчеркнул важность осторожного подхода к введению обязательного саморегулирования, так как это создает дополнительные барьеры для входа на рынок, и указал на потенциал статьи 55 Федерального закона № 248-ФЗ, которая предусматривает возможность передачи СРО контрольных функций через соглашения с надзорными органами.
Представитель Росреестра Екатерина Коптева дополнила картину результатами анкетирования СРО с обязательным членством. Она констатировала, что около 70% организаций не обращаются за разъяснениями и консультациями в ведомство, что свидетельствует о недостаточном уровне понимания требований. Екатерина Коптева также отметила, что Росреестр практически не взаимодействует с добровольными СРО из-за отсутствия соответствующих правовых механизмов, и поддержала необходимость налаживания системного информационного обмена.
Отраслевые инициативы и законодательные предложения СРО
В дискуссии приняли активное участие представители ключевых отраслевых объединений, которые предложили конкретные меры по развитию саморегулирования.
- Для решения проблемы монополизации и недостаточного надзора в сфере переработки отходов Александр Веселов предложил законодательно закрепить участие СРО в регулировании рынка и рассмотреть возможность введения членства в СРО для предприятий, работающих с отходами III–V классов опасности.
- В сфере эксплуатации лифтового оборудования Андрей Моисеев отметил важность закрепления контрольных полномочий за СРО, что особенно актуально при дефиците ресурсов у надзорных органов. Он предложил внедрить систему внутреннего контроля и механизм "ведомственной апелляции", а также актуализировать меры ответственности. Дополнительно он озвучил проблему несоответствия классификации видов экономической деятельности, поскольку монтаж и обслуживание лифтов по ОКВЭД относятся к строительным работам, хотя по факту таковыми не являются.
- Татьяна Вепрецкая предложила усовершенствовать механизмы участия СРО в проверочных мероприятиях, предусмотрев возможность передачи СРО проведения проверок своих членов на основании соглашений с отраслевыми федеральными органами исполнительной власти, в том числе по фактам жалоб потребителей на управляющие компании.
Консолидированные решения и планы на перспективу
По итогам заседания Совет ТПП РФ по саморегулированию принял конкретные решения, которые определят развитие системы на ближайшие годы. Участники договорились до 20 ноября 2025 года представить в Совет детализированные предложения по совершенствованию законодательства с обоснованием необходимости изменений. С декабря 2025 года по вторую четверть 2026 года продолжится работа по обсуждению проблемных вопросов и выработке предложений по нормативно-правовому совершенствованию деятельности СРО.
Особое внимание уделено проработке с Минэкономразвития России и Росреестром вопроса о передаче СРО контрольных функций через заключение соглашений с надзорными органами в отдельных сферах предпринимательской деятельности. На 2026 год также намечено решение проблемы СРО с добровольным членством, для которых не определен курирующий орган государственной власти, с последующим направлением соответствующих предложений в федеральные министерства и ведомства. Эти системные меры должны создать основу для эффективного партнерства между бизнесом и государством в сфере саморегулирования.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала "Все о саморегулировании" (Все о СРО)
www.all-sro.ru