Поправки Минстроя в Градкодекс увеличат взносы в компфонды СРО в два раза
Ведомство предполагает поделить членов СРО на субподрядчиков и генподрядчиков. Причем, последним для получения допуска придется делать взносы как в компфонд возмещения вреда, так и в компфонд обеспечения договорных обязательств.
Чем больше саморегулируемые организации обсуждают размещенные на Едином портале правовых актов поправки Минстроя в проект закона № 714996-6 «О внесении изменений в статьи 55.10 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации», одобренного Госдумой 18 марта 2015 года в первом чтении, тем больше у них возникает вопросов к их разработчикам. Мы уже писали о том, что этими поправками Минстрой фактически вводит для членов СРО «барщину» по сдаче чужих объектов.
Как сообщает пресс-служба НОСТРОЙ, на последнем заседании Экспертного Совета Национального объединения строителей по вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере, прошедшем 21 октября 2015 года, поправки Минстроя также вызвали серьезную дискуссию. По ее итогам эксперты так и не сумели прийти к единому мнению, приняв решение о доработке своего заключения по этому документу.
Пока неизвестно, к какому выводу придут эксперты НОСТРОЙя, но вряд ли проектные и строительные компании обрадует тот факт, что компенсационные фонды у СРО проектировщиков и строителей в случае принятия Госдумой минстроевских поправок будут состоять из двух частей, что потребует от многих членов СРО удвоения расходов на взносы в компфонды. В первую очередь, конечно, будут возражать те члены СРО, у которых расходы в компфонды вырастут вдвое.
Дело в том, что Минстрой вносит в статью 55.4 Градкодекса поправки, предусматривающие, что саморегулируемые организации проектировщиков и строителей получают право выдачи допусков к работам при наличии у них: во-первых, компенсационного фонда возмещения вреда; а во-вторых, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств. В первый фонд взносы должны делать все вступающие в СРО проектные и строительные организации. Из этого фонда выплачивается компенсация пострадавшим в случае причинения им вреда вследствие недостатков работ, выполненных членами СРО. А вот во второй компфонд вносить деньги придется только тем членам СРО, которые собираются получить допуск к работам по организации подготовки проектной документации, либо по организации строительства. Очевидно, что из этого компфонда предполагается выплачивать компенсацию убытков, причиненных невыполнением членами СРО заключенных ими договоров.
Таким образом, члены СРО будут поделены на две группы: во-первых, на тех, кто выполняет функции генподрядчика и несет ответственность за выполнение заключенных договоров, а, во-вторых, на тех, кто занимается только субподрядными работами.Причем, в том случае, если проектная или строительная компания собирается получить, соответственно, допуск к работам по организации подготовки проектной документации, либо по организации строительства сумма ее взноса в компфонды удваивается. Так, для члена СРО проектировщиков взнос в компфонд в зависимости от объема выполняемых им работ и при условии страхования его гражданской ответственности возрастает со 150 тыс. рублей - 1,5 млн. рублей и до 300 тыс. рублей - 3 млн. рублей. А для члена СРО строителей эти цифры, соответственно, увеличиваются с 300 тыс. рублей- 10 млн. рублей и до 600 тыс. рублей - 20 млн. рублей.
Справедливости ради стоит сказать, что для генподрядчиков Минстрой приготовил не только «горькую пилюлю» в виде двойного увеличения взноса в компфонды, но и «сладкий пряник» в виде предложения дополнить статью 55.8: Градкодекса частью 21 следующего содержания:
«21. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющее свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или по организации строительства, выданное саморегулируемой организацией до исключения сведений о такой саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, имеет право продолжить выполнение указанных работ до истечения срока действия договора, предметом которого является осуществление архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, ранее заключенного членом такой саморегулируемой организации в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок».
Одобрит ли СРО-сообщество этот вариант минстроевских поправок? Пока среди тех, кто высказался по поводу этого законопроекта, преобладают скептики. Многих из них пугает слишком радикальный характер предлагаемых ведомством изменений. Следует заметить, что более ранний вариант поправок Минстроя в Градкодекс, размещенный 27 мая 2015 года на Едином портале правовых актов, также не встретил одобрения со стороны саморегулируемых организаций. Тогда аппарат Национального объединения строителей отправил письмо в Минстрой, заявив, что этот документ нуждается в существенной доработке, что ведомством и было сделано.
Владимир Брюков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru