Президент НОСТРОЙ Антон Глушков выступил экспертом в очередном выпуске Бюллетеня Счетной палаты Российской Федерации
Отчет Счетной палаты РФ о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Аудит выделения и использования в 2021–2023 годах средств федерального бюджета на цели поддержки рынка ипотечного кредитования" лег в основу Бюллетеня № 9 (323) 2024 года высшего органа государственного аудита. В издание вошло экспертное мнение президента Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антона Глушкова о проведенном исследовании.Счетная палата проанализировала результаты пяти ипотечных программ ("Семейной", "Льготной", "Дальневосточной", "Сельской" и "IT-ипотеки") и в целом отметила их эффективность и востребованность населением. Наряду с достигнутыми результатами анализ выявил и проблемные вопросы, свидетельствующие о необходимости переформатирования и оптимизации указанных мер господдержки.
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков:
"На сегодняшний день строительство является локомотивом социально-экономического развития Российской Федерации. В российской экономике доля строительной отрасли вместе со смежными составляет 13,4 %. Стоит отметить, что за последние четыре года было введено около 387 млн кв. м жилья. Достичь таких показателей позволил мультипликативный эффект строительного процесса, в том числе программа "Льготной ипотеки", разработанная в качестве антикризисной меры в период пандемии.
"Льготная ипотека" в регионах Российской Федерации обеспечила не только большие объемы строительства, но и совершенно новые точки роста. Многие муниципалитеты, где раньше не было нового строительства, в результате получили новостройки. И это хорошо сказывается не только на гражданах, которые смогли приобрести новое жилье, но и на строительных компаниях в этих регионах. Кроме того, поменялось отношение к термину "доступность жилья" — программа стала ключевым фактором по доступу граждан на жилищный рынок.
В опубликованном отчете Счетной палаты всесторонне проанализирована эффективность реализации программ государственной поддержки рынка ипотечного кредитования: "Семейная ипотека", "Дальневосточная ипотека", "Сельская ипотека", "Льготная ипотека", "IT-ипотека". Указаны положительные результаты реализации данных программ, выявлены отдельные значимые недостатки, в том числе системного характера, предложены эффективные пути их решения.
Особо отмечу важность предложения Счетной палаты о необходимости сокращения возмещения из федерального бюджета по однотипным видам ипотечных кредитов в целях снижения негативного воздействия программ льготного ипотечного кредитования на стоимость жилья на первичном рынке.
Данный вывод подтверждается не только мнением Банка России и профессионального сообщества, но и мероприятиями, предусмотренными Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, которые предполагают обеспечение дифференцированного подхода к реализации механизмов льготной ипотеки с государственной поддержкой с учетом деления регионов на кластеры, поскольку адресное применение действующих мер поддержки на основе такого принципа обеспечит достижение целевых показателей национальных целей".