РАСК оценило расходы строителей на саморегулирование в 280 млрд рублей
Такие затраты участников строительного рынка за 8-летний срок развития саморегулирования привел генеральный директор «Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК)» Николай Алексеенко, выступая на конференции РБК об изменениях в законодательстве в строительной сфере в 2016-2017 годах, с докладом «Саморегулирование для бизнеса или бизнес для саморегулирования?». Глава РАСК сделал подробный анализ сложившейся в системе саморегулирования в строительстве ситуации, а также пояснил, насколько в действительности принятие 372-ФЗ повлияло на качество строительства.
По расчетам РАСК, за все время существования саморегулирования в компенсационные фонды СРО со строителей, проектировщиков и изыскателей была собрана сумма в размере 145-160 млрд рублей. С учетом формирования фонда договорных обязательств, расходов на СМК, страхование и повышение квалификации расходы участников строительного рынка на саморегулирование составили 280 млрд рублей.
«Что же такое – 280 млрд рублей? Если разбить условно по годам работы СРО, то получается в среднем 35 млрд рублей, - пояснил Николай Алексеенко. - Это более чем два годовых бюджета города–миллионника Омска, а также практически в полтора раза больше чем бюджет целого региона страны – Псковской области!».
По мнению эксперта, эти суммы, фактически изъятые из отрасли, не несли никакой функции – за все время действия саморегулирования известно всего про 60 млн выплат из компфондов. К тому же объективный анализ статистических данных не позволяет судить о более результативном влиянии саморегулирования на качество строительства или безопасность проведения строительных работ по сравнению с лицензированием. Объем аварий и травматизма на строительных объектах, согласно данным мониторинга на сайте НОСТРОЙ, растет. Качество строительства и качество ПИР, по статистике Главгосэкспертизы, остаются примерно на одном уровне.
Глава РАСК отметил также, что многие эксперты и представители власти видят в саморегулировании массу проблем, которые необходимо решать. Но с точки зрения бизнеса основная проблема очень простая и состоит в том, что строительному бизнесу саморегулирование не нужно – это дополнительные ежемесячные расходы. По сути, это некий дополнительный налог на профессию - нигде в мире нет подобной громоздкой системы, основанной на обязательном членстве юридических лиц, требующей от строительного бизнеса таких существенных затрат на ее содержание. Вместе с тем, возврат к лицензированию был бы слишком кардинальной мерой.
«Если мы ничего не получаем взамен и не можем отменить систему, давайте минимизируем расходы на ее функционирование: отменим компенсационные фонды, снизим членские взносы, - предложил Николай Алексеенко. - Как и во всем мире, система должна строиться на принципах добровольности, без всякой региональной привязки».
Татьяна Рейтер
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru