Рынок больших данных приближается к саморегулированию
Институт развития интернета (ИРИ) совместно с Ассоциацией большихданных (АБД), в которую входят Яндекс, Mail.ru Group, Сбербанк, Газпромбанк, МегаФон,Ростелеком и другие компании, подготовили проект Кодексаэтики использования данных, который станет фундаментом для саморегулированиярынка. Работа над Кодексом перешла на финальную стадию, разработчиками ведетсяверификация положений экспертным сообществом. По данным ИРИ, документ будетпредставлен уже осенью.
«Кодекс этики использования данных станет актомсамоорганизации участников рынка, которые готовы возложить на себяответственность по защите пользователей и этичному отношению к друг другу.Документ призван стать знаком качества в профессиональной среде», - говорится всообщении, опубликованном 29 августа на сайте ИРИ.
По оценке АБД, на отечественный рынок больших данных ежегодноприходится от 10 до 30 млрд рублей. Через пять лет этот показатель вырастет до300 млрд рублей.
«Рынок данных проходит стадию становления. И сегодня оченьважно выработать подходы и правила, которые позволят развиваться бизнесу и приэтом защитить пользователей. Длительность законодательного процесса, создаетусловия отставания регуляторной базы. При этом независимо от того, как будетопределено законодательство, всегда остаются аспекты, не поддающиесяоднозначной интерпретации. И здесь выходом может стать отраслевое соглашение,разработанное и поддержанное игроками, которое впоследствии может стать базойдля будущих законодательных инициатив», – сообщил генеральныйдиректор ИРИ Сергей Петров.
Кодекс регламентирует все отношения, связанные с различными видамиданных. Документ закрепляет принципы взаимодействия государства, бизнеса ипотребителя в сфере данных. В нем обозначены границы допустимого поведения дляучастников рынка. Положения Кодекса могут стать важным элементом развитияцифровизации.
Для добросовестных компаний из сферы больших данных,присоединившихся к Кодексу, будет создан реестр, доступный на специальном сайте.Присоединение к Кодексу и участие в реестре будет знаком качества, а занарушение положений кеоСанкциями за неисполнение положений отраслевогосоглашения станет исключение из списка, что будет ударом для деловой репутации.
«Рынок данных проходит стадию становления. И сегодня оченьважно выработать подходы и правила, которые позволят развиваться бизнесу и приэтом защитить пользователей. Длительность законодательного процесса, создаётусловия отставания регуляторной базы. При этом независимо от того, как будетопределено законодательство, всегда остаются аспекты, не поддающиесяоднозначной интерпретации. И здесь выходом может стать отраслевое соглашение,разработанное и поддержанное игроками, которое впоследствии может стать базойдля будущих законодательных инициатив», – отметил Сергей Петров,пояснив, что Кодекс – это живой организм, он будет пополняться нормами по мереразвития рынка.
Кодекс складывается из нескольких составляющих. Это сам Кодекс,а также Белая книга, обобщающая лучшие практики, решения или предложения,которые будут поступать от участников. Также предполагаются внутренниедокументы, которые будут регулировать включение в реестр добросовестныхучастников, порядок формирования Белой книги, порядок изменения Кодекса. Решениео включении той или иной компании в реестр будет принимать специальный орган –независимый Центр управления, регистрации и контроля за исполнением Кодекса.Тот же Центр будет рассматривать обращения и жалобы как от пользователей, так иот компаний, если тот или иной участник реестра нарушает правила работы сданными. Кроме того, он будет анализировать предложения участников Кодекса иопределять, какие кейсы достойны попасть в Белую книгу.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru