СРО «МиР» призвала ЦБ обратить внимание на роль саморегулятора при рассмотрении жалоб клиентов финансовых организаций
ЦБ хочет обязать финансовые организации рассматривать жалобы клиентов самостоятельно, но под контролем регулятора. В СРО «МиР» отметили, что такой подход может привести к избыточной регуляторной нагрузке. Кроме того, он не учитывает роль саморегулятора при рассмотрении обращений граждан.
30 августа и 2 сентября на площадке аналитического центра «Форум» состоялось обсуждение проекта «Основных направлений развития финансового рынка на 2022 год и период 2023-2024 годов». В дискуссии принял участие регулятор в лице зампреда Центробанка Владимира Чистюхина и первого зампреда Ольги Скоробогатовой. Также к обсуждению документа присоединился председатель Совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев. Он говорил о регулировании микрофинансовых организаций, а также о ценовом неравенстве в доступе к сервисам Системы быстрых платежей. По итогам дискуссии саморегулятор направил свои предложения к проекту «Основных направлений развития финансового рынка».
Самостоятельно, но под контролем
Центральный банк посвятил целый раздел «Основных направлений развития финрынка» защите прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, а также повышению финансовой грамотности. В него ЦБ включил положение, обязывающее финансовые организации рассматривать жалобы клиентов, дав им возможность самостоятельно урегулировать поступающие претензии. Однако делать это предлагается под надзором регулятора.
Раздел 3.1 «Основных направлений развития финрынка»:
«В части совершенствования надзорной составляющей планируется изменить порядок работы с обращениями потребителей и на законодательном уровне установить единообразную обязанность финансовых организаций рассматривать жалобы, чтобы дать им возможность самостоятельно и оперативно урегулировать претензии клиентов под контролем регулятора»
Позиция СРО «МиР»
Саморегулятор счел, что формулировка ЦБ оставляет возможность для вмешательства надзорного органа в процесс урегулирования претензии клиента, даже если последний удовлетворен решением поставщика финансовой услуги. Как отметили в СРО, это может привести к избыточной регуляторной нагрузке.
Также в формулировке не учитывается возможная роль СРО в процессе рассмотрения обращений, поступающих от получателей финансовых услуг. В связи с этим предлагается следующая формулировка данного предложения:
«В части совершенствования надзорной составляющей планируется изменить порядок работы с обращениями потребителей и на законодательном уровне установить единообразную обязанность финансовых организаций рассматривать жалобы, чтобы дать им возможность самостоятельно и оперативно урегулировать претензии клиентов с последующим, при необходимости, контролем со стороны надзорного органа».
Напомним, СРО «МиР» предложила ЦБ убрать акценты с поведенческого надзора в «Основных направлениях развития финансового рынка на 2022 год и период 2023-2024 годов» до принятия соответствующего закона, а также перефразировать требование, обязывающее кредиторов включать допуслуги в расчеты по кредитам
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru