"Светофор" Минстроя: как оценивают сокращение инвестиционно-строительного цикла в регионах
Минстрой России внедрил комплексную систему мониторинга регионов, которая отслеживает сокращение инвестиционно-строительного цикла. Работает она по принципу "Светофора". Эта система не только выявляет лидеров и аутсайдеров, но и раскрывает ключевые факторы, влияющие на скорость и эффективность строительных проектов. Давайте разберемся, как работает эта система и какое значение она имеет для саморегулируемых организаций (СРО) в строительстве.
"Россия — Исламский мир: KazanForum"
Российская строительная отрасль переживает период активной трансформации, направленной на повышение инвестиционной привлекательности и эффективности реализации проектов. Об этом наглядно свидетельствует сессия, проведенная Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ) 14 мая в рамках XVI Международного экономического форума "Россия — Исламский мир: KazanForum".
Курс на упрощение: Минстрой снижает административную нагрузку
В рамках сессии Заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко рассказал о том, как выстроен процесс реализации проектов по строительству в России, перечислив основные этапы. Всего при возведении объектов капитального строительства выполняется 32 мероприятия, которые взаимосвязаны между собой.
Минстрой РФ взял курс на значительное упрощение процедур, с которыми сталкиваются застройщики. Результаты этой работы уже впечатляют: количество документов, необходимых для начала строительства, сократилось с 1168 в 2019 году до 600 в 2024 году. Этот процесс, как отметил Сергей Музыченко, позволил существенно сократить сроки реализации типовых проектов – с 2181 (почти 6 лет) дня до 1250 дней (менее 3,5 лет).
Как работает "Светофор"
Система "Светофор" – это многоуровневая оценка регионов по 35 критериям, сгруппированным в 8 ключевых направлений. Эти критерии позволяют комплексно оценить усилия регионов по созданию благоприятных условий для строительного бизнеса.
Что измеряют:
- Соответствие региональных требований федеральному законодательству
- Цифровую зрелость субъекта РФ
- Сроки реализации проекта по строительству ОКС в субъекте РФ
Что оценивают:
- Качество осуществления субъектом РФ своих полномочий в контексте сокращения продолжительности цикла
- "Нормативный" потенциал для реализации проектов строительства на территории субъекта РФ
- Скорость и качество адаптации регионального законодательства к изменениям на федеральном уровне
- Уровень внедрения цифровых решений в субъекте РФ
- Наличие в субъекте РФ избыточных и устаревших требований к участникам инвестиционно-строительного цикла
Основные группы критериев:
- Сроки реализации проектов по строительству ОКС: Оценивается среднее время прохождения административных процедур (от ГПЗУ до РВ), а также сроки реализации проектов по строительству как нежилых объектов, так и многоквартирных домов (МКД). Эти показатели напрямую отражают скорость и эффективность работы региональных органов власти.
- Предоставление земельного участка: Оценивается доля муниципальных образований, предоставляющих земельные участки в электронной форме на торгах, а также доля таких предоставлений от общего числа. Этот критерий отражает уровень цифровизации и доступности земельных ресурсов.
- Сбор исходных данных для проектирования: Оцениваются сроки внесения изменений в ПЗЗ и Генплан, доля муниципальных образований, выдающих ГПЗУ в электронной форме, наличие ГИСОГД и возможность предоставления сведений из нее посредством электронных порталов. Эти критерии отражают доступность и оперативность получения необходимой информации для проектирования.
- Экспертиза проектной документации: Оценивается среднее количество дней проведения государственной экспертизы проектной документации (от даты обращения до даты выдачи положительного заключения). Этот критерий отражает эффективность работы экспертных организаций.
- Выдача разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию: Оценивается соотношение количества отказов в выдаче РС и РВ к количеству выданных, доля выданных в электронной форме РС и РВ, а также доля муниципальных образований, реализовавших выдачу РС и РВ в электронной форме и через МФЦ. Эти критерии отражают прозрачность и доступность разрешительных процедур.
- Государственный строительный надзор: Оценивается наличие в регионе нормативно-правовых актов, устанавливающих правила ведения исполнительной документации в электронном виде, а также возможность осуществления регионального госстройнадзора в электронной форме. Эти критерии отражают уровень контроля за качеством и безопасностью строительства.
- Кадастровый учет и регистрация прав: Оценивается средний срок от момента выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию до момента осуществления кадастрового учета, а также средний срок регистрации прав на построенный объект. Эти критерии отражают скорость оформления прав на построенные объекты.
- Региональные и муниципальные дополнительные требования: Оценивается наличие в регионе нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы комплексного развития территорий (КРТ), а также наличие региональных координационных советов (штабов) по строительству. Также оценивается наличие процедур получения разрешений на проведение земляных работ, вырубку зеленых насаждений, проведение КГС и сдачи исполнительной документации, получение заключения о соответствии ПД сводному плану сетей и разрешения на перемещение отходов строительства. Эти критерии отражают уровень регулирования дополнительных требований к строительству.
"Зеленая", "желтая" и "красная" зоны: что это значит на практике
Регионы, набравшие наибольшее количество баллов, попадают в "зеленую зону", что свидетельствует о благоприятном инвестиционном климате и эффективной работе органов власти. Регионы, набравшие среднее количество баллов, попадают в "желтую зону", что требует дальнейшей работы по оптимизации процессов. Регионы, набравшие наименьшее количество баллов (от 2 до 15), попадают в "красную зону", что требует немедленного вмешательства и принятия мер по улучшению ситуации. В первом квартале 2025 года в "красной зоне" оказались Республика Тыва, Республика Дагестан, Республика Северная Осетия - Алания, Астраханская область, Иркутская область, Забайкальский край и Омская область.
Система "Светофор" – это мощный инструмент для стимулирования регионов к улучшению инвестиционного климата в строительной отрасли. Однако для достижения максимального эффекта необходимо активное участие всех заинтересованных сторон, включая СРО, органы власти и представителей бизнеса. Только совместными усилиями можно создать условия для устойчивого развития строительной отрасли и повышения качества жизни россиян.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала "Все о саморегулировании" (Все о СРО)
www.all-sro.ru