В России может появиться закон о нацобъединениях СРО
Проект закона «О национальных объединениях саморегулируемых организаций» внесли на рассмотрение Государственной Думы депутаты фракции «Справедливая Россия» Андрей Руденко и Михаил Емельянов. Авторы законопроекта отмечают, что на сегодняшний день на территории Российской Федерации действуют более 1100 саморегулируемых организаций в различных сферах деятельности, в том числе более 700 СРО, членство в которых является обязательным.
В пояснительной записке к документу говорится, что поскольку базовый закон, регулирующий деятельность СРО «О саморегулируемых организациях» не содержит норм, регулирующих порядок создания национальных объединений и осуществление ими деятельности, возникла необходимость создания нового законопроекта в данной сфере. В нем четко определены и сформулированы цели и задачи национальных СРО, закреплены такие принципы деятельности национальных объединений как информационная открытость и принцип равноправия членов.
В частности, если закон будет принят, Национальные объединения будут должны проводить интернет-трансляции заседаний всех органов управления, Комитетов, Комиссий, Рабочих групп и размещать в последующем ссылки на них на своем официальном сайте.
Также, согласно проекту закона, национальные объединения будут руководствоваться принципом равноправия, под которым понимается деятельность по недопущению использования положения и/или возможностей выборных или должностных лиц национальных объединений для дискриминации его членов и/или отдельных представителей профессионального или предпринимательского сообщества в соответствующей сфере деятельности. Каждый член национального объединения наделяется равными правами и обязанностями, имеет право избирать и быть избранным в органы управления национального объединения. При этом законопроект закрепляет норму, определяющую, что каждый член национального объединения при голосовании имеет один голос, независимо от количества членов СРО, что позволит всем саморегулируемым организациям участвовать в принятии решений органами управления нацобъединения, а главное, позволит принимать решения в интересах всех субъектов определенного вида деятельности, а не отдельных групп саморегулируемых организаций или их руководителей, отмечают авторы.
Помимо прочего, проект закона содержит запрет на осуществление национальными объединениями предпринимательской деятельности. Он также закрепляет и принцип добровольности вступления в национальные объединения и выхода из них. Последний пункт стоит отметить особо. Напомним, члены нацобъединений не раз сетовали на то, что в нашем законодательстве отсутствуют нормы, позволяющие выйти из состава организации. Целью закрепления данного принципа, как отмечается в пояснении, является предоставление возможности каждой саморегулируемой организации добровольно реализовать свое право на объединение. Тем более, что статья 33 Конституции РФ закрепляет, что никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Что касается независимости, то, согласно проекту, нацобъединения СРО должны осуществлять свою деятельность самостоятельно, без вмешательства органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических партий и движений, других общественных организаций и объединений. Порядок взаимодействия национальных объединений саморегулируемых организаций с органами власти и их должностными лицами должен определяться в соответствии с уставами и решениями органов управления объединений.
По такому же принципу, по мнению законодателей, должны строиться и отношения между нацобъединениями и СРО. Национальные объединения саморегулируемых организаций, согласно новому проекту закона, не вправе вмешиваться в деятельность саморегулируемых организаций, ограничивать их деятельность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Законодатели также учли ряд разногласий, которые на сегодняшний день существует во взаимоотношениях между саморегулируемыми организациями и национальными объединениями – СРО не понимают необходимости содержать свои национальные объединения, которые, получая от них солидные взносы, по сути, ненадлежащим образом осуществляют свои обязанности в интересах соответствующих отраслей. С другой стороны, сами национальные объединения начинают подвергаться серьезной критике со стороны контролирующих госорганов, а также саморегулируемых организаций за раздутость аппарата, отсутствие четко обозначенных направлений деятельности, размытость принципов регулирования деятельности СРО и принципов осуществления деятельности самими национальными объединениями, невозможность в достаточной мере проконтролировать бюджеты, особенно в их расходной части. Авторы отмечают, что законопроект позволяет решить данные разногласия, как за счет закрепленных максимальных размеров вступительных и членских взносов, равных для всех членов национального объединения, так и за счет расширения полномочий высшего органа управления национального объединения (конференция, съезд, общее собрание членов), в том числе полномочий по утверждению сметы расходов национального объединения.
По проекту, размер вступительного взноса должен устанавливаться высшим руководящим органом национального объединения саморегулируемых организаций и не должен превышать 100 тысяч рублей. В свою очередь, размер регулярных ежегодных членских взносов в национальное объединение саморегулируемых организаций «должен отвечать принципу разумности», а размер регулярных ежегодных членских взносов членов национального объединения саморегулируемых организаций устанавливается высшим руководящим органом национального объединения и не должен превышать пятикратный размер вступительного взноса.
Кроме того, законопроект содержит нормы, предусматривающие уменьшение кворума при повторном проведении общих собраний членов национальных объединений и заседаний коллегиального органа управления с аналогичной повесткой и не состоявшихся ранее в связи с отсутствием кворума. Целью закрепления данной нормы является недопущение злоупотребления со стороны групп саморегулируемых организаций своим правом участвовать в работе органов управления, вследствие чего может быть заблокирована возможность принятия решений по вопросам повестки дня, касающимся деятельности всей отрасли саморегулирования. А, соответственно, такие группы лишаются возможности манипулировать национальным объединением в целом.
Диана Шуняева
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru