Юрий Мхитарян: Отсутствие в Стратегии инновационного развития стройотрасли задачи совершенствования саморегулирования – ошибка
18 августа 2016 г. на заседании рабочей группы «Строительство» Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации состоялось обсуждение проекта Стратегии инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации на период до 2030 года. Проект разработан Минстроем России с участием национальных объединений саморегулируемых организаций.
Выступая на заседании рабочей группы, председатель Общественного проекта «За эффективную систему саморегулирования строительной отрасли», д.э.н., академик Международной академии информатизации Юрий Мхитарян, обратил особое внимание на то, что в перечне задач в области регулирования, обозначенном в Паспорте Стратегии, отсутствует задача совершенствования института саморегулирования. Он выразил надежду на то, что данная ошибка будет исправлена, так как саморегулирование является важнейшим инновационным направлением в управлении отраслью, обеспечивает прозрачность деятельности, способствует противодействию коррупции.
Юрий Мхитарян отметил, что проект Стратегии, как это видно из документа, подготовлен на базе «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 683 от 31.12.2015 г. Однако в представленном документе отсутствуют разделы «Национальная безопасность Российской Федерации в строительной отрасли», «Противодействие коррупции», а также не рассматриваются угрозы национальной безопасности и пути их преодоления в строительной отрасли с применением инновационных технологий.
Строительство продолжает оставаться самой травмоопасной отраслью экономики с наибольшим числом смертельных случаев в производстве. Велика в отрасли и коррупционная составляющая. Однако этим вопросам не уделено внимания в Стратегии.
В Проекте Стратегии в числе инновационных методов не перечислены инновационные положения, нашедшие отражение во вступившем в силу 04.07.2016 г. Федеральном законе от 03.07.2016 г. № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно:
- запрет на свободное объединение субъектов права (право на свободное объединение организаций определено п. 1 ст. 30 Конституции Российской Федерации);
- предоставление права на объединение организаций только в пределах субъекта Российской Федерации (п. 1 ч. 3 ст. 55.5 и п. 3 ст. 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
- лишение организаций права на объединение в специализированные (отраслевые) саморегулируемые организации по отраслевому признаку. Отраслевые саморегулируемые организации создали наиболее результативные объединения, отличающиеся более высокими требованиями к организации деятельности членов ассоциаций (союзов);
- ограничение свободы экономической деятельности, свободы использования способностей и имущества субъектов права (право на свободу экономической деятельности, использования способностей и имущества, право частной собственности гарантируются п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 35 Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон № 372-ФЗ от 03.07.2016 г. обязывает членов саморегулируемых организаций формировать компенсационные фонды для обеспечения договорных обязательств, зачислять средства компенсационного фонда возмещения вреда исключенных или добровольно вышедших членов из состава СРО в компенсационный фонд обеспечение договорных обязательств, при этом сохраняется солидарная ответственность СРО за возмещение вреда, причиненного вышедшим или исключенным организациям.
Ограничивается право организаций-субъектов права на участие в тендерах на получение государственных и муниципальных заказов. Вводится запрет на применение страхования имущественной ответственности взамен формирования компенсационных фондов путем отвлечения средств из оборота предприятий.
Развитие саморегулирования - конституционное право и важнейшее направление инновационного развития экономики. Саморегулируемые организации и их национальные объединения - институты гражданского общества. Как независимые структуры они обязаны представлять и защищать интересы своих членов.
Инновационное развитие предполагает постоянное преобразование и совершенствование управленческих, технологических процессов. Возможно, в связи с этим Минстрой России в сентябре 2016 г. обратится с предложением в Госдуму Российской Федерации о необходимости приведения Федерального закона от 03.07.2016 г. № 372-ФЗ в соответствие с основополагающими положениями Конституции Российской Федерации.
СРО Союз «СтройСвязьТелеком»
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru