1. Главная
  2. Статьи
  3. Эффективность российской экономики повысят саморегулируемые организации
Статьи

251

Эффективность российской экономики повысят саморегулируемые организации

 Эффективность российской экономики повысят  саморегулируемые организацииКак обеспечить рост экономики на основе применения стратегического ресурса – саморегулирования? Давайте проанализируем причины, которые привели к недостаточному развитию саморегулируемых организаций в нашей экономике на фоне 200-летнего успешного опыта саморегулирования в мире.

Мир на пути к новой модели экономики

О повышении производительности труда в России говорят уже больше ста лет. Проблема производительности труда, эффективности экономики – проблема номер один. Это главный вызов для всего общества. Россияне проводят на работе больше времени, чем граждане других стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, но их производительность труда ниже. По подсчетам экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) производительность труда в России самая низкая в Европе. Все эти факты подтверждают необходимость внесения серьезных изменений в существующую модель управления экономикой.

В 2017 г. ООН призвала отказаться от неолиберализма, «рыночного фундаментализма». Развитие мировой экономики по сценарию «рыночного фундаментализма» стремительно расширило социальное неравенство, привело к общественной нестабильности, чрезвычайно усилило роль финансового сектора, погоню за краткосрочными финансовыми результатами. Применение модели «рыночного фундаментализма» в российской экономике привело к кризисам в экономике, снижению производительности труда.

Новая модель развития экономики должна быть ориентирована на человека, обеспечение его безопасности, защиту его жизни, охрану окружающей среды, создание благоприятных условий для жизни и деятельности человека, создание устойчивых социальных структур, расширение прав ассоциаций, союзов, саморегулируемых организаций.

Повышение эффективности, конкурентоспособности экономики в XXI веке приобретает стратегическое значение. Невозможно добиться лидерства в глобальной экономике с недостаточно эффективным государственным управлением. Кардинально повысить эффективность нашей экономики можно, совершенствуя государственную политику и государственное регулирование экономикой. Основу экономики современного государства образуют три сектора: сектор государственной экономики, коммерческий сектор, некоммерческий сектор. Изменение государственной политики и государственного регулирования каждого из этих трех секторов позволит создать качественно новую модель экономического развития.

Наиболее успешно развиваются те экономики, которые более полно учитывают особенность современного этапа эволюции. Информационное общество, информационная экономика – это не только массовое применение достижений информационно-коммуникационных технологий, услуг – это деятельность государства, подчиненная интересам не отдельных лиц, а общества. Государство, органы государственного управления в информационном обществе становятся сервисными организациями по предоставлению услуг обществу, по повышению эффективности национальной экономики, безопасности, социального развития.

Качественные услуги государства, органов государственного управления – основа конкурентоспособной экономики, свидетельство того, что интересы государства подчинены интересам общества. Непредоставление государством обществу качественных услуг для развития экономики – свидетельство того, что настало время для перегруппировки факторов развития, углубленного анализа социальных, экономических, правовых, информационных процессов развития, кардинальных перемен.

Недостаточно эффективное государственное управление – это триллионы рублей, не поступивших в государственный бюджет, необходимых для создания и реализации государственных программ развития, преодоления инерционного, кризисного сценария развития экономики. Эффективность государственного управления может быть повышена путем совершенствования регулирования предпринимательской деятельности, реализацией конституционных основ социального государства, норм Гражданского кодекса Российской Федерации.Какие изменения необходимы в экономической модели для повышения эффективности экономики?

В информационном обществе определяющее значение для повышения эффективности экономики приобретают правовые средства. Согласно результатам социологических исследований, по мнению граждан около 30% норм права неэффективны. Каждая третья норма права, регулирующая предпринимательские отношения в обществе, снижает эффективность государственного управления, конкурентоспособность экономики страны и должна быть изменена. Качество государственного управления и конкурентоспособность экономики могут быть улучшены за счет повышения эффективности правовых средств.

Одним из правовых средств повышения эффективности экономик в мировой практике выступают саморегулируемые организации. Саморегулирование – важнейшее свойство живых, неживых систем. Так, устойчивость в эволюции живой природы достигается, в основном, за счет процессов саморегулирования (или саморегуляции). Любой организм в природе обладает саморегулированием и разрушается, когда оно нарушается. Чем выше ступень эволюции объекта (организма, системы), тем эффективнее в нем процессы саморегулирования, упорядочения жизнедеятельности. Саморегулирование – главное свойство и необходимая функция живых, неживых систем. Отсутствие или недостаточное развитие саморегулирования приводит систему к кризису, саморазрушению.

То же и в экономике. Отсутствие или недостаточное развитие саморегулирования в экономике – причина кризисов, неэффективного развития. Сравним, например, результат экономического развития в нашей стране – валовый внутренний продукт (ВВП) с ВВП не самой богатой страны в мире - Испанией, уступающей нашей стране по богатству природных ресурсов, образованию граждан и другим факторам развития. В 2015 г. ВВП по номиналу составлял в России и Испании 1,2 трлн долл. США при численности населениясоответственно142,4 и 48,1 млн. чел. Объем ВВП по номиналу в 2016 г. в России и Испании составил соответственно1,3 и 1,5 трлн долл. США.Повышение эффективности экономики может быть достигнуто за счет ввода новых резервов роста. Саморегулирование – стратегический ресурс развития российской экономики.

Саморегулирование получило широкое применение в международной практике. История успешного саморегулирования в мировой практике насчитывает более 200 лет. Институты саморегулирования - устойчивые социальные структуры содействуют созданию эффективных экономик. Они наиболее эффективны, когда общество и государство понимают их роль, поддерживают и обеспечивают деятельность саморегулируемых организаций созданием благоприятных правовых, организационных, экономических, информационных условий.Деятельность саморегулируемых организаций невыгодна, когда власть подчиняется отдельным группам лиц, а не обществу. Деятельность саморегулируемых организаций выгодна и поддерживается органами власти, когда государство и органы власти ориентированы на повышение эффективности экономики и стремятся повысить доверие к власти, более эффективно работать в интересах общества, есть понимание, что применительно к каждому эволюционному этапу развития экономики существуют технологии управления, пренебрежение или недооценка которых приводит к экономическим кризисам.

Саморегулирование - локомотив экономики. Почему он пробуксовывает?

Саморегулируемые организации решают многие проблемы за счет средств своих членов, что особенно выгодно как в условиях ограниченного государственного бюджета, расширения задач, которые приходится решать государству и обществу, так и для привлечения дополнительных резервов – интеллектуальных, финансовых, материальных ресурсов, необходимых для регулирования.Сдерживают применение стратегического ресурса саморегулируемых организаций не только неэффективные правовые средства, но и низкая правовая культура, социальная пассивность, уровень коррупционной составляющей экономики, противодействие отдельных лиц и групп, низкая квалификация многих специалистов органов государственного управления, отсутствие ответственности должностных лиц (органов государственного управления) за принимаемые решения, неэффективные нормы права.Счетной палатой РФ в 2016 г. было выявлено 3,9 тыс. нарушений на сумму 965 млн руб., в 2017 г. было выявлено более 6,5 тыс. нарушений на общую сумму 1,9 трлн руб. По мнению Председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой, причины нарушений связаны с несовершенством нормативных правовых актов, недостаточной компетенцией и отсутствием ответственности сотрудников государственных органов и организаций.

Саморегулируемые организации должны содействовать организации деятельности, регулированию отношений субъектов права как в коммерческом, так и в государственном секторе экономики.Одна из задач, решаемых саморегулируемыми организациями – разработка правил предпринимательской деятельности, повышение качества продукции (товаров, работ, услуг). Эти задачи могут и должны решать саморегулируемые организации. Но для этого саморегулируемые организации должны быть наделены дополнительными правами по регулированию общественных отношений и должны быть созданы условия для организации их деятельности.Развитие саморегулируемых организаций позволяет реализовать новую систему ценностей: безопасность, качество (продукции, работ, товаров), профессионализм, добросовестность деятельности, имеющие не только экономическое, но и социальное, культурологическое значение. Достижение целей деятельности саморегулируемых организаций позволит существенно изменить производительность труда и эффективность экономики.

В строительной отрасли деятельность саморегулируемых организаций определяется около двумястами императивными (обязательными к исполнению) нормами. Эффективность этих норм не только снижает потенциал стратегического ресурса, но и дискредитирует развитие саморегулируемых организаций, как инновационное направление государственного регулирования. Нормы права в строительной отрасли ограничивают права ассоциаций, союзов, получивших статус саморегулируемой организации.

Результат - факты снижения объемов вводимого жилья в строительной отрасли в 2017 г. по сравнению с 2016 г., невыполнение обязательств застройщиков по срокам и объемам жилищного и других видов строительства, несовершенство конкурсных процедур, демпинг цен и требований к компетентности организаций, разрыв между реальной стоимостью ресурсов, объектов и утвержденной проектно-сметной документацией, высокая коррупционная составляющая. Все эти и другие факты свидетельствуют о несовершенстве государственной политики и норм права, регулирующих отношения в сфере строительства и саморегулировании.

Наибольшее количество погибших на производстве в стране по данным Минтруда России не в сфере добычи полезных ископаемых, а в строительстве. Это еще одно подтверждение того, что саморегулируемые организации должны содействовать повышению безопасности работ на объектах капитального строительства независимо от организационно-правовой формы участника правоотношений. Как известно, введение Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» поставило в неравные условия организации различной организационно-правовой формы при выполнении работ на объектах капитального строительства, что, несомненно, противоречит нормам Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации и другим основополагающим федеральным законам.

Вышеприведенные примеры также свидетельствуют о том, что нормы Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации носят не случайный, а фундаментальный характер. Они должны использоваться в практике регулирования предпринимательских отношений при разработке федеральных законов. Так может быть обеспечено повышение эффективности российской экономики.

Президент Российской Федерации отметил в своем выступлении 23.12.2017 г.: «Нужно расширить механизм, раскрывающий потенциал гражданской ответственности, заложенный в нашей Конституции – поощрять подходы, предложения к решению задач развития».

Развитие саморегулируемых организаций позволит раскрыть потенциал национальной экономики. Знакомство с основными положениями совершенствования саморегулирования позволит активизировать деятельность органов государственной власти, ассоциаций, союзов в повышении эффективности экономики Российской Федерации.

P.S. От редакции. К сожалению, в одной статье не рассказать обо всех аспектах и тенденциях развития саморегулирования. Продолжение можно прочитать в книге автора «Правовые аспекты саморегулирования и повышения эффективности экономики Российской Федерации в XXI веке» (информация размещена на сайте СРО Союз «СтройСвязьТелеком» (СРО-С-062-06112009).Издание подготовлено на основе глубокого анализа саморегулирования, обобщается накопленный опыт, доказывается необходимость смены модели гражданско-правового регулирования общественных отношений в саморегулировании.

Юрий Мхитарян, председатель Общественного проекта «За эффективную систему саморегулирования строительной отрасли», д.э.н., магистр права, академик Международной академии информатизации
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

НОСТРОЙ проведет заседание Совета
05.03.2024

НОСТРОЙ проведет заседание Совета

12 марта в Москве состоится Очередное заседание Совета НОСТРОЙ. Участники встречи обсудят подготовку к Всероссийскому съезду строительных СРО, рассмотрят претензии краснодарского ФКР. Информация появилась на сайте Нацобъединения.
НОСТРОЙ готовится к Всероссийскому съезду
29.02.2024

НОСТРОЙ готовится к Всероссийскому съезду

29 марта в Москве пройдет XXIII Всероссийский съезд Национального объединения строителей. Строительные СРО со всей России рассмотрят отчетность Нацобъединения, правки в Устав и приоритеты работы на 2024 год.
Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 01.02.2014 по 08.03.2014

Событие (мероприятие) года в сфере саморегулирования?

6.5%

7

Первая международная конференция «Практическое саморегулирование»

52.3%

56

Отзыв ЦБ лицензий у банков и потеря СРО КФ

8.4%

9

III Всероссийский форум СРО

9.3%

10

День саморегулирования (12 декабря 2013 г.)

5.6%

6

Авторский курс В.С. Плескачевского «Эффективное управление СРО»

17.8%

19

Иной вариант

Вопрос-ответ

Вопрос:

Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?

Ответ:

В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, взнос в компенсационный фонд не возвращается, если не предусмотрено иное.
Под «иным» подразумеваются определенные случаи, описанные в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (в ред. ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ). В них сообщается, что строительная, инженерная, изыскательская СРО обязана вернуть организации или ИП, прекратившим членство в соответствующем партнерстве, уплаченные ими средства компфонда, в случае исполнения следующих условий:
1) получение допуска данного СРО к определенному виду или видам работ, исключенными 1 августа 2010 года из официального перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) отсутствие у лица допуска к другим видам работ (отсутствие иных видов работ в допуске СРО);
3) прекращение членства в данной СРО не ранее двух и не позже 6 месяцев со дня исключения отраженных в допуске видов работ из официального классификатора перечня (то есть с 1 сентября 2010 года по 1 января 2011 года).
Отметим, что только в случае исполнения всех трех вышеуказанных условий саморегулируемая организация обязана вернуть вышедшим из состава членам взносы в компенсационный фонд в полном объеме.
Для возврата денежных средств был отведен срок в размере не более 10 календарных дней после прекращения членства. День прекращения членства определяется днем регистрации заявления от ИП или юридического лица о выходе из состава СРО.
В связи с тем, что с отведенного для официального прекращения членства в СРО промежутка времени уже прошло несколько лет, данные основания представляются неактуальными.
Градостроительным кодексом определено лишь несколько допущений для осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Деньги могут быть возвращены если были ошибочно перечислены на счет СРО; перечислены для размещения средств компенсационного фонда СРО в целях его сохранения и увеличения; использованы для осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.

Вопрос:

Возврат взноса в компенсационный фонд при выходе из СРО возможен?

Ответ:

Должны вас огорчить. Согласно ч. 4 статьи 55.7. ГрК РФ «Прекращение членства в саморегулируемой организации», лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
Вернуть старый дизайн