1. Главная
  2. Интервью
  3. Татьяна Никитина: «ФАС на протяжении многих лет активно поддерживает развитие органов саморегулирования»
Интервью

283

Татьяна Никитина: «ФАС на протяжении многих лет активно поддерживает развитие органов саморегулирования»

 Татьяна Никитина: «ФАС на протяжении многих лет активно поддерживает развитие органов саморегулирования»Представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС) нераз высказывались в поддержку института СРО. В надзорном ведомстве приветствуютпереход к саморегулированию некоторых отраслей отечественной экономики. Кпримеру, глава ФАС Игорь Артемьев уже выказывалположительное отношение антимонопольной службы к саморегулированию потребительскогорынка.

Подробнее об отношении ФАС к саморегулированию, перспективахразвития СРО в отдельных сферах, а также о существующих отраслевых проблемах ироли СРО в их решении мы поговорили с начальником Управления контроля рекламы инедобросовестной конкуренции ФАС Татьяной Никитиной, которая ранее сообщила о позитивныхшагах к саморегулированию, сделанных в сфере рекламы и защиты отнедобросовестной конференции.

- Как в ФАС относится ксаморегулированию в сфере рекламы?

- Федеральная антимонопольнаяслужба на протяжении многих лет активно поддерживает развитие органовсаморегулирования, создание саморегулируемой организации в сфере рекламы. Еслиговорить о концепции такой идеи, то в целом саморегулирование предполагает, чтопредставители отрасли устанавливают правила поведения и осуществляют контрольза соблюдением таких правил. При этом, поскольку в данном случае государство незадействовано, то такой контроль осуществляется эффективнее и быстрее, чем с применениеминструментов государственного воздействия. Поэтому во всех странах мира, гдесуществуют органы саморегулирования, процесс выявления нарушений в рекламепроходит существенно оперативнее и его эффективность подтверждается темиданными, той статистикой, которые приводят соответствующие органы.

Отдельный закон о рекламе взарубежных странах не представлен, наличие закона характерно в большей степенидля стран бывшего СССР, для России, в том числе. У нас действительно естьотдельный Закон о рекламе, где сформулированы все нормы, которые предъявляютсяк рекламе, к содержанию рекламы, к способам ее распространения. В зарубежныхстранах, в европейских странах, в странах Америки эти нормы если и существуют,то в профильных законах по отдельным отраслям либо установлены в кодексахпрактики, то есть как раз в тех кодексах, которые принимают органысаморегулирования, принявшие на себя функции по выверению рекламы, поприведению ее в соответствие с положениями добросовестности, добропорядочности,этичности, достоверности.

Мы считаем, что в нашей странетакже подошёл тот момент, когда надо помочь саморегулированию развиться: естьтакой посыл от самого предпринимательского сообщества, есть инициатива посозданию и развитию органов саморегулирования. Мы обеими руками приветствуемсоздание такой организации. В 2018 году была создана организациясаморегулирования Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» (АМИ«Рекламный совет»), в феврале 2019 года она была внесена в реестрсаморегулируемых организаций, который ведет Минюст России. И сейчас эта организациянаходится на этапе активного становления, уже окончательно определились ееорганы управления. Начинается некоторое взаимодействие по оценке той или инойрекламы, и это как раз то, чего мы очень хотим достичь, чтобы создать врезультате похожую на зарубежные страны систему, когда органы саморегулированиясмогут выполнять эффективный контроль за соответствием рекламы Закону истандартам, установленным к ее содержанию. Эта система также сможет быстропресекать возможные нарушения без привлечения госорганов, без дополнительныхштрафных санкций, которые государство применяет к нарушителям.

- Могут ли СРО облегчить задачи,стоящие перед ФАС?

- Мы очень надеемся, что как разбольшую часть вопросов органы саморегулирования снимут с государства, но не втом смысле, что облегчат нам работу, а в том, что споры вокруг той или инойрекламы будут рассматриваться быстрее, эффективнее и по процедуре, не вызывающейвопросов со стороны самого предпринимательского сообщества, в отношениикоторого будут приниматься решения. Механизм саморегулирования, представленныйв разных странах, эффективно зарекомендовал себя везде, в том числе с учетом обработкиобъема жалоб, которые поступают в органы саморегулирования, и решений по ним.

Кроме того, среди полномочий СРОтакже существует возможность предварительной оценки рекламы на предметсоответствия законодательству или требованиям добросовестности. То есть этофункции, которые не выполняют антимонопольные органы, поскольку мы не оцениваемрекламу до ее выхода. А вот саморегулируемые организации могут это делать длясвоих членов как раз с учетом норм закона и кодексов международных практик,рекламного кодекса РФ. Соответственно, члены СРО могут обращаться в организациюс просьбой проверить рекламу, которую они только планируют к размещению с тем, чтобыне допускать нарушения и вообще не создавать проблем ни потребителям, никонкурентам, ни самой отрасли в целом. В этом смысле СРО в существенной частивыполняют другие задачи, нежели антимонопольные органы, перед ними стоят другиецели, и на достижение другого эффекта направлена их деятельность.

- Чем саморегулирование может препятствовать деятельности ФАС?

- Мы не видим проблем с точкизрения того, что СРО будет каким-то образом мешать антимонопольным органамвыполнять свои функции. Наоборот, предполагается совместная работа, некийсимбиоз, поскольку антимонопольные органы по-прежнему будут осуществлятьконтроль за исполнением законодательства о рекламе. Такая совместнаядеятельность позволит более эффективно контролировать содержание рекламы,вырабатывать единые подходы и понимание и в большей степени распространять ихсреди предпринимательского сообщества.

Органы СРО выполняют сразу двезадачи: они, конечно же, оценивают уже вышедшую рекламу, но также они выполняюти воспитательную функцию, когда они анализируют рекламу предварительно, до тогокак она вообще стала рекламой. Плюс среди своих членов также предполагаетсяразъяснительная работа, чтобы объяснить требования тех или иных норм, порядоких применения, порядок невозможности использования в рекламе тех или иныхвыражений, образов. Это никоим образом не мешает антимонопольным органамвыполнять свои функции, а, наоборот, становится существенной помощьюгосударству. И сами рекламораспространители, которые входят в состав СРО,понимая, что такая реклама вышла с нарушениями, должны принимать меры попресечению ее дальнейшего распространения с тем, чтобы была выполнена главнаязадача – реклама была убрана.

Вообще, вопрос привлечения к административнойответственности - не главный вопрос контроля закона о рекламе. Основная задача -это пресечение нарушения и дальнейшего распространения рекламы, в которойвыявлено нарушение. В этой части органы СРО могут с большей скоростью, сбольшим пониманием для бизнеса принять решения и добиться их реализации.

Мы как раз надеемся на такойсимбиоз, так как он поможет более эффективно осуществлять контрольные функциисо стороны и государства и предпринимательского сообщества, что можетрассматриваться только как плюс, но никак не минус.

- Какая практика складывается в рекламном саморегулировании? Расскажите,пожалуйста, о существующих проблемах и достижениях.

- Поскольку процесс становлениясаморегулирования только вошел в активную начальную стадию, то сейчас самаяглавная задача – это правильно сформировать основные органы управления даннойорганизации и соотнести правила поведения организации и ее членов, а также антимонопольныхорганов. Это нужно для того, чтобы обеспечить взаимное участие и органовсаморегулирования, и антимонопольных органов в контроле за рекламой. Здесьнужно сказать, что ФАС России ведет активную работу вместе спредпринимательским сообществом, вместе с Ассоциацией «Некоммерческоепартнерство «Объединение Корпоративных Юристов», с Ассоциацией коммуникационныхагентств России (АКАР), а также непосредственно с самой саморегулируемойорганизацией АМИ «Рекламный совет» по подготовке текста изменений в Закон орекламе с тем, чтобы закрепить правомочия самой СРО по рассмотрению жалоб испоров на рекламу, а также ее взаимодействие с антимонопольными органами.Понятно, что разработка окончательного текста этого законопроекта потребуетдополнительного времени, но в качестве положительной тенденции можно отметить,что очень охотно включаются в обсуждение текстов, подготовку поправок в текстысамые различные ассоциации и объединения, что позволяет с разных точек зрениярассмотреть вопросы, учесть разные нюансы, на которые, может быть, не сразуобратили внимание авторы текста. Надеюсь, это позволит довести работу дологического конца и подготовить текст, который будет внесен в ГосударственнуюДуму, благополучно рассмотрен и принят.

Сейчас важно сформироватьпозитивное мышление у предпринимательского сообщества, чтобы оно поняло иприняло эту идею саморегулирования как опцию для самостоятельного разрешенияспора. При этом, спор не должен свестись к тому, чтобы все время приниматьсторону самих предпринимателей. Во главе угла в первую очередь должны стоятьинтересы потребителей, права и интересы которых должны быть защищены темиположениями, которые уже содержатся в российском рекламном кодексе, вмеждународном кодексе рекламной практики, чтобы в рекламе не было положений,связанных с введением потребителей в заблуждение, чтобы не было неэтичных выражений,образов, поскольку цель саморегулирования – это действительно создать системувнутренних правил, основанную как на нормах закона, так и на общемировыхпрактиках, устанавливающих требования к рекламе, к ее распространению исодержанию.

- Нужны ли рекламной отраслинесколько СРО или достаточно одной? Не стоит ли ввести обязательное членство вСРО для очищения рынка?

- Что касается обязательностиучастия в СРО, то в этой части ФАС категорически отрицательно относится кобязательности такого участия. Можно было бы говорить о необходимости обязательногоучастия в СРО только в том случае, если бы деятельность в сфере рекламы подлежалалицензированию. Но поскольку на данныймомент деятельность в сфере рекламы не лицензируется, и, более того, такихпланов по установлению лицензирования для данной деятельности нет, то вводитьобязательное участие в органе саморегулирования нет никакой необходимости. Этопротиворечит и требованиям общей логики, и юридической техники.

Но, что касается создания однойСРО или нескольких, то здесь мы полагаем, что самым оптимальным, правильнымбудет действовать по аналогии с теми зарубежными странами, где уже имеетсямноголетняя, а иногда и много десятилетняя история саморегулирования,свидетельствующая о том, что такая организация должна быть одна. Именно исходяиз того, что одна организация позволяет сохранять единство и унификациюприменения правил внутри данной организации и обеспечивать реализацию еерешений. И, конечно, мы полагаем, что правильно, если в России также будет однаСРО с возможностью иметь различные филиалы для взаимодействия со всемирегионами нашей страны. Это позволит оценивать рекламу, размещаемую в разныхсубъектах Российской Федерации, и принимать решения в отношении той рекламы,которая размещается не только в одном регионе.

В рамках единой структуры меньшешансов на разнородный подход к одним и тем же вопросам. Поэтому создание однойорганизации предпочтительнее созданию множества организаций, которые будутпо-разному смотреть на те или иные вопросы, разрабатывать подходы, даватьоценки той или иной рекламе. В этой части мы выступаем как раз за то, что СРО всфере рекламы должна быть одна.

Взаимодействие СРО и антимонопольныхорганов на данный момент находится в периоде становления, и мы пока не видимнеобходимости и целесообразности в том, чтобы антимонопольные органыпересматривали те решения, которые принимают саморегулируемые организации, инаоборот. То есть, предполагается, что решения ФАС и ее территориальных органови СРО могут быть обжалованы только в судебном порядке. Для саморегулируемойорганизации предполагается создание процедуры внутреннего пересмотра –внутренней палаты по пересмотру принятых решений. Соответственно, естьвозможность обжалования принятого решения внутри самой СРО, то естьдополнительная палата еще раз оценит, насколько адекватным было принятоерешение и может его пересмотреть. Но если решение было окончательносформулировано саморегулируемой организацией, то оно должно остаться в силе, иможет быть отменено только в судебном порядке. Это еще раз подтверждает тезис отом, что лучше, чтобы саморегулируемая организация была одна для обеспеченияединообразия за счет того, что точка выхода решения будет единая. А дальше ужесуды будут поправлять как антимонопольные органы, так и СРО с точки зрения техрешений, которые принимаются в отношении рекламы.

В завершение все-таки хочуобратить внимание, что в зарубежных странах в органы саморегулирования обращаетсядовольно много организаций для проверки той рекламы, которая планируется кразмещению, а также поступает много жалоб от граждан или предпринимателей, втом числе и конкурентов, по поводу уже размещенной рекламы. Количество такихобращений иногда доходит до десятка тысяч в год.

Статистика антимонопольных органовуже на протяжении нескольких лет говорит о том, что у нас по всей системе ежегоднорассматривается около четырех-пяти тысяч дел по фактам нарушениязаконодательства о рекламе. Конечно, далеко не все жалобы, которые к нампоступают, подтверждаются с точки зрения наличия в них нарушения и приводят квозбуждению дел, но вот порядка четырех-пяти тысяч ежегодно возбуждаем,соответственно, рассматриваем на предмет соответствия рекламы требованиямзакона.

Но когда орган саморегулированиязаработает в полном объеме, думаю, эта цифра сократится в том числе и за счеттого, что профилактическая работа СРО должна вестись достаточно эффективно,чтобы не допускать в принципе размещения рекламы, содержащей нарушения, а такжеразъяснять требования к рекламе.

Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

НОСТРОЙ проведет круглые столы для строительных СРО
20.03.2024

НОСТРОЙ проведет круглые столы для строительных СРО

28 марта в Москве НОСТРОЙ проведет серию круглых столов в рамках деловой программы Всероссийского съезда строительных СРО. Расскажут о цифровизации строительства, качестве строительных материалах и ценообразовании в строительстве.
НОСТРОЙ проведет заседание Совета
05.03.2024

НОСТРОЙ проведет заседание Совета

12 марта в Москве состоится Очередное заседание Совета НОСТРОЙ. Участники встречи обсудят подготовку к Всероссийскому съезду строительных СРО, рассмотрят претензии краснодарского ФКР. Информация появилась на сайте Нацобъединения.
Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 01.02.2014 по 08.03.2014

Событие (мероприятие) года в сфере саморегулирования?

6.5%

7

Первая международная конференция «Практическое саморегулирование»

52.3%

56

Отзыв ЦБ лицензий у банков и потеря СРО КФ

8.4%

9

III Всероссийский форум СРО

9.3%

10

День саморегулирования (12 декабря 2013 г.)

5.6%

6

Авторский курс В.С. Плескачевского «Эффективное управление СРО»

17.8%

19

Иной вариант

Вопрос-ответ

Вопрос:

Якутская компания, состоит в хабаровском СРО проектировщиков, в связи с отсутствием работ, хотим выйти из членов СРО. Что требуется для выхода из СРО?

Ответ:

Согласно ст. 55.7. ГрК РФ, членство в саморегулируемой организации прекращается в случае: 1) добровольного выхода члена саморегулируемой организации из саморегулируемой организации; 2) исключения из членов саморегулируемой организации по решению саморегулируемой организации.
В вашем случае достаточно заявления члена саморегулируемой организации о добровольном прекращении его членства в этой организации. Членство в саморегулируемой организации прекращается со дня поступления в саморегулируемую организацию заявления члена саморегулируемой организации о добровольном прекращении его членства в этой организации.

Вопрос:

Приказом Ростехнадзора от 05.07.2011 № 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» была утверждена новая форма допусков СРО. Согласно тому же Приказу, свидетельства, выданные ранее, могли действовать лишь до 1 января 2013 года. Действительны ли непереоформленные допуски СРО, выданные до конца 2012 года, а также действовавшие ранее лицензии?

Ответ:

С 1 января 2009 года на всей территории Российской Федерации отменена процедура лицензирования инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительной деятельности, работ по реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. Лицензии, выданные до 01.01.2009 г., были действительны до 01.01.2010 г. (ч. 3 ст. 3.2. Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 191-ФЗ).

Относительно свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, сообщаем, что изначально Приказ Ростехнадзора от 05.07.2011 N 356 предусматривал правило (п.3), согласно которому свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные до вступления в силу указанного приказа, должны были действовать до 1 января 2013 года. Однако впоследствии данное положение утратило силу в связи с изданием Приказа Ростехнадзора от 29.01.2014 N 35.

Таким образом, свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные до конца 2012 года, по-прежнему действительны.
Вернуть старый дизайн