ФАС надеется на саморегулирование в рекламе
Управления Федеральной антимонопольной службы России ежегодно рассматривают около 5000 дел по факту нарушения закона о рекламе, не считая выявленных нарушений в рамках проверок или мониторинга рекламы. Снизить приток жалоб на недобросовестную рекламу сможет орган саморегулирования – одной из его функций будет оценка рекламного контента и рассмотрение обращений от конкурентного сообщества и граждан.
Об этом в интервью информационно-аналитическому агентству Adindex рассказала начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции в сфере рекламы Федеральной антимонопольной службы Татьяна Никитина. По ее словам, больше всего нарушений (около 20% от общего количества обращений) отмечено в распространении рекламы в виде СМС-сообщений без согласия абонента, в рекламе финансовых услуг (больше 15%), а также в рекламе медицинских услуг и лекарственных препаратов. Каждое десятое нарушение относится к рекламе, вводящей потребителя в заблуждение.
Вместе с тем, рекламный рынок постепенно становится более законопослушным, и рекламодатели – самостоятельно или по предписаниям антимонопольной службы – вносят коррективы в рекламную информацию. Например, фармацевтическая отрасль готовит рекомендации о том, как делать рекламу лекарственных препаратов и медицинских услуг, чтобы не нарушать закон.
Перспективы по изменению ситуации антимонопольное ведомство связывает с саморегулированием рынка рекламы. Такой пилотный проект сейчас реализуется в Санкт-Петербурге. На базе Общественного совета по рекламе разработана концепция саморегулирования, определены учредители и участники СРО, создан Устав организации, сформирована структура СРО, в которую вошли органы по выработке рекламных стандартов, по работе с жалобами потребителей, досудебных споров между участниками рынка, рассмотрению апелляционных заявлений. Сейчас новая структура проходит регистрацию в Минюсте и в Росреестре.
По мнению руководителя управления, эффективность и быстрота реакции саморегулируемой организации должны быть больше, чем от государственных органов, так как СРО сможет предварительно оценивать рекламные материалы до момента их распространения. Кроме того, участники СРО смогут вырабатывать и утверждать «правила игры», чтобы в соответствии с ними применять меры воздействия на нарушителей в рамках своих полномочий. Как показывает зарубежный опыт, в ряде случаев стандарты у саморегулируемых органов в сфере рекламы оказываются более требовательными к участникам рынка, чем у надзорных органов.
«ФАС готова отказаться от некоторых полномочий, особенно вот в той части, которая касается оценки рекламы. Мы готовы участвовать в этом процессе создания саморегулируемой организации с точки зрения определения взаимодействия и состыковок полномочий государственных органов и саморегулируемых организаций», - подчеркнула Татьяна Никитина.
Татьяна Рейтер
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru