Госдума определит будущее малой авиации
Законопроект, предусматривающий саморегулирование малой авиации, поступил в Госдуму 10 июня. Поправки разработаны Ассоциацией Малых Авиационных предприятий (МалАП). Соответствующей информацией с нашим порталом поделилась пресс-служба организации.
В минувшую среду на рассмотрение депутатов Госдумы поступил законопроект № 970922-7 «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ в части саморегулирования отдельных видов деятельности». Авторы законодательной инициативы считают, что его принятие позволит на условиях саморегулирования и без обязательной сертификации использовать легкие воздушные суда для коммерческих воздушных перевозок и авиаработ. Так, введение в отрасль института СРО позволит создать систему безусловной коллективной материальной ответственности перевозчиков перед пассажирами и иными лицами. Таким образом, сами авиаторы будут заинтересованы в предотвращении любых нарушений безопасности полетов. В свою очередь, надзорные органы избавятся от необходимости отслеживать каждого отдельного пилота. В МалАП считают, что новый механизм создаст условия, при которых достаточно контролировать несколько СРО с применением современных цифровых технологий мониторинга в онлайн-режиме.
«Несмотря на многочисленные обращения авиаторов и представителей регионов, для которых «малая авиация» крайне важна и жизненно необходима, Минтранс уже 22 года не может решить проблему отсутствия в стране огромного сегмента авиаотрасли. В первую очередь мы ориентируемся на Севера, Сибирь и Дальний Восток, где расстояния большие, дорог мало, а из-за многолетнего транспортного дефицита обезлюдели огромные территории. Легкие самолеты и автожиры в этих регионах могут составить сильную конкуренцию автотранспорту, или даже стать единственно доступным видом транспорта. Они потребляют топлива как средний джип, имея цену легковушки, перевозят от 2-х до 9-ти пассажиров. Для них не надо строить и содержать дороги: нужно только 500м ровного грунта или снега, воды. Они не изнашиваются на наших ямах и ухабах, и позволяют значительно спрямить маршрут», - пояснил генеральный директор Ассоциации Малых Авиационных предприятий Дмитрий Куликов.
В МалАП отметили, что регионы одобрили законодательную инициативу. А Комитет Госдумы по транспорту, ответственный за ведение поправок, уже получил десятки писем в поддержку документа.
Отмечается, что принятие законопроекта не повлечет расходов из бюджета страны. Так, для появления в России нового рынка, который обеспечит законную коммерческую деятельность для нескольких сотен аэродромов, нескольких тысяч воздушных судов, создаст сотни тысяч новых квалифицированных рабочих мест, достаточно разрешить его существование, убрав административные барьеры. Остальное предприниматели сделают за свой счет.
Авторы поправок также отметили, что выгодоприобретателями от принятия законопроекта станут отечественные производители легких самолетов, вертолетов и автожиров (винтокрылый летательный аппарат, использующий для создания подъемной силы свободновращающийся в режиме авторотации несущий винт). Многие из них успешно поставляют свою продукцию за рубеж, получив на нее иностранные сертификаты. А некоторые компании только разрабатывают новые перспективные модели, включая беспилотные. В МалАП отметили, что все они ждут значительного роста внутреннего спроса на авиатехнику и готовы его удовлетворить качественной конкурентоспособной продукцией.
Также в Ассоциации Малых Авиационных предприятий напомнили, что коммерческие воздушные перевозки пассажиров и грузов на легких воздушных судах, иначе «малая авиация», были фактически запрещены в России в 1998 году. Произошло это в результате введения правил государственной сертификации перевозчиков. В отраслевом объединении отметили, что сертификационные требования оказались невыполнимыми для всех малых авиакомпаний, использующих самолеты типа Ан-2 и меньше. Таким образом легкие самолеты, вертолеты и автожиры превратились из транспортного средства в «дорогие игрушки для богатых граждан». Поэтому в России, по данным Росавиации, осталось 9 авиакомпаний, которые используют около 30 легких самолетов, преимущественно за счет госбюджета или иных форм субсидирования.
«Мы много лет наблюдали за безуспешными попытками Минтранса реанимировать малую авиацию. Они неизменно наталкивались на нежелание Росавиации и Ространснадзора иметь дело с армией мелких перевозчиков и противоречили государственной политике по укрупнению рынка. Поэтому мы предложили законодателям компромиссный вариант, изначально позволяющий создать «малую авиацию» сразу в укрупненном формате СРО, доступном для государственного надзора», - резюмировал Дмитрий Куликов.
Напомним, Ассоциация малых авиационных предприятий еще осенью минувшего года выразила намерение привести малую авиации к саморегулированию. Подробнее об инициативе нашему порталу тогда рассказал председатель правления МалАП Сергей Детенышев.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru