Помешает ли регионализации СРО нехватка для них членов во многих регионах?
Не успел первый вице-президент НОПРИЗ Павел Клепиков заявить, что переход к региональному принципу формирования приведет к ликвидации СРО изыскателей, поскольку в абсолютном большинстве субъектов РФ для них просто не хватит членов. Как последовал ответ НОСТРОЙ. Правда, не нопризовскому вице-президенту, а членам Национального объединения строителей – как руководителям СРО строителей, так и их членам, обеспокоенным тем, что для создания региональных саморегулируемых организаций в ряде субъектах РФ им также не хватит членов.
В своем ответе НОСТРОЙ успокоил строителей: для создания региональных СРО строительных организаций вполне достататочно почти во всех регионах за исключением Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа. По данным Единого реестра членов СРО, сегодня в 71 субъекте РФ зарегистрированы саморегулируемых организаций строителей. При этом в остальных субъектах России имеется достаточное количество строительных компаний для создания СРО (т.е. их число в субъекте более 100). Исключение составляют Еврейская автономная область (73 строительные компании) и Чукотский автономный округ (52 строительные компании). Но в соответствии с поправками в Градкодекс строительные организации этих двух регионов смогут стать членами СРО соседних с ними субъектов РФ.
Ну, а как быть изыскателям? Думается, что в случае регионализации саморегулирования большинству СРО изыскателей придется также пойти именно по этому пути. По информации НОПРИЗ, сегодня в стране зарегистрировано 40 саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, зарегистрированных только в 13 субъектах РФ из 85. В связи с чем, первый вице-президент НОПРИЗ Павел Клепиков вполне справедливо говорит о том, что в большинстве субъектов РФ не смогут создать СРО изыскателей, так как у них для этого просто не хватит минимально необходимого по закону числа членов (во многих регионах изыскательских организаций меньше 50).
Но поправки в Градкодекс дают возможность СРО изыскателей идти по пути объединения в своих рядах членов из соседних регионов. Причем, в этом случае в этих объединенных регионах должна действовать только одна саморегулируемая организация. Так как суть перехода к региональному принципу создания СРО заключается в том, что между ними исчезнет конкурентная борьба за новых членов. И они смогут полностью сосредоточиться на наведении порядка среди входящих в их ряды строительных организаций.
Более того, по мнению НОСТРОЙ, переход к региональным СРО поможет им оптимизировать число членов. Так, например, саморегулируемые организации Орловской и Вологодской областей, которые уже созданы по региональному принципу, включают 133 и 188 действующих членов соответственно. Данное количество довольно близко к критическому значению в 100 членов. Однако общее количество строительных компаний, зарегистрированных на территории этих субъектов, составляет 413 и 915 организаций соответственно, что существенно превышает необходимый минимум. В случае вступления в силу предлагаемых поправок в Градкодекс РФ большая часть этих компаний вернется в СРО своих регионов.
Вполне очевидно, что оптимизация численности произойдет за счет выхода членов из отраслевых СРО. То есть они будут фактически ликвидированы. Именно это и вызывает серьезное недовольство руководителей отраслевых саморегулируемых организаций, которые сегодня, зачастую, возглавляют сразу несколько коммерческих СРО. И они будут всячески мешать принятию этого законопроекта.
Владимир Брюков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru