Повысит ли ответственность аудиторов «СРО-каста» профессионалов
Зачем нужно создавать саморегулируемую «касту» профессионалов-аудиторов? Почему у СРО аудиторов до сих пор нет своего нацобъединения? А также нет и своих федеральных стандартов? По этим и другим вопросам представители аудиторского СРО-сообщества высказали свою точку зрения в ходе прошедшего недавно VI Всероссийского форума саморегулируемых организаций.
Так, председатель Центрального Совета СРО «Аудиторская палата России» Александр Турбанов в своем выступлении на пленарном заседании форума дал оценку развития института саморегулирования в РФ, отметив его специфику в аудиторской деятельности. При этом он заявил: «Утвержденная правительством концепция совершенствования механизмов саморегулирования предлагает прекрасный ориентир – отказ от искусственного регулирования количества саморегулируемых организаций. Акцент должен быть сделан на качественных требованиях к статусу СРО». По мнению Александра Турбанова, необходимой должна стать и разработка единой методики контроля за СРО, а также дисциплинарной практики.
Генеральный директор Аудиторской Ассоциации Содружество Ольга Носова во время форума выполняла обязанности модератора круглого стола, посвященного особенностям саморегулирования в различных отраслях. Утвержденная правительством Концепция совершенствования механизмов саморегулирования и разработанный Минэкономразвития законопроект о внесении изменений в закон «О саморегулируемых организациях» декларируют приоритет базового закона о СРО над всеми отраслевыми законами, регулирующими различные виды деятельности, в которых применяется саморегулирование. Принятие этой исправленной версии закона о СРО влечет за собой необходимость приведения в соответствие с ним всех отраслевых законов.
В связи с этим Ольга Носова проанализировала ФЗ «Об аудиторской деятельности» на его соответствие грядущим поправкам в закон «О саморегулируемых организациях». Так, в Концепции описана трехуровневая модель саморегулирования, где третий уровень закреплен за национальными объединениями. При этом отраслевым законом об аудиторской деятельности вопросы создания и полномочий национальных объединений СРО аудиторов не регламентированы вовсе. Согласно базовому закону о СРО, разработка и принятие федеральных профессиональных стандартов является содержанием саморегулирования. Однако законом об аудиторской деятельности федеральные стандарты не предусмотрены, так как их роль призваны выполнять международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров.
Президент СРО НП «Институт Профессиональных Аудиторов» Дарья Долотенкова представила доклад на круглом столе, посвященном развитию профессий, где затронула тему престижа аудиторской профессии в России. По словам Дарьи Долотенковой, поднятие престижа аудиторской профессии возможно только с переходом на саморегулирование профессиональной деятельности, к которому необходимо стремиться.Предпосылки для такого перехода уже есть. Приказом Минтруда утвержден Профессиональный стандарт «Аудитор». В настоящее время в рамках Евразийского экономического союза обсуждаются вопросы сотрудничества в сфере аудиторской деятельности с Белоруссией, Казахстаном и Арменией, где регулирование в большей степени касается именно физических лиц. «Создание касты профессионалов-аудиторов, которые несут ответственность за качество своей деятельности перед потребителями своих услуг, должно, несомненно, поднять престиж аудиторской профессии», – отметила Дарья Долотенкова.
Руководитель отдела внутреннего контроля НП «Аудиторская Ассоциация Содружество», Анна Кулешова приняла участие в круглом столе: «Правильная стандартизация – технологии раскрытия информации – эффективный (дистанционный, заочный) контроль. Современная теория и практика», рассказав о практике дистанционного контроля СРО аудиторов. По словам докладчика, Минфин осуществляет постоянный контроль СРО аудиторов по двум направлениям: мониторинг сайтов и реестров.
Анна Кулешова подчеркнула, что принцип дистанционного контроля сайтов СРО контролирующими органами схожи в разных отраслях, так как преследуется единая цель – обеспечение открытости, доступности и прозрачности информации о деятельности СРО.Различия в дистанционном контроле реестров огромные. Принципиальным отличием реестра, который ведут СРО аудиторов, от реестров СРО других отраслей является тот факт, что реестр включает в себя сведения, представляемые как аудиторскими организациями, так и аудиторами-физлицами. В то время как в других отраслях реестры содержат сведения либо о физлицах, либо о юрлицах. Поэтому реестр аудиторов и аудиторских организаций представляет собой намного более сложную систему данных, чем в других отраслях. При этом СРО аудиторов практически ежедневно обновляют данные. Таким образом, Минфин имеет возможность в постоянном режиме контролировать соответствие данных реестра, соблюдение требований к членству и т.д.
Пресс-служба НП ААС и НП «ИПАР»
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru