Представители отрасли грузоперевозок разошлись во мнении о саморегулировании
Саморегулирование в сфере грузовых перевозок стало одной из тем обсуждений внеочередного Координационного совета представителей автомобильного и городского наземного электрического транспорта, который состоялся 27 апреля в Министерстве транспорта России. Провел заседание замминистра Николай Асаул.
Помимо представителей ведомства, на встрече присутствовали делегаты от подведомственных Минстрансу учреждений, федеральных и региональных органов исполнительной власти, предприятий грузовых автоперевозок, профсоюзов и общественных объединений.
Напомним, поручение проработать вопрос внедрения системы саморегулирования совместно с представителями автоперевозчиков Минтрансу дал в марте глава Правительства РФ Дмитрий Медведев. Премьер тогда назвал идею саморегулируемых организаций «абсолютно справедливой», но с оговоркой, что у СРО должен быть в отрасли авторитет. Только в этом случае Правительство окажет ему поддержку. По словам Медведева, кабмину «гораздо проще общаться с большой, серьезной организацией, у которой есть представители, у которой сформированы требования, что делать, например, по электронной товарно-транспортной накладной и так далее, - чем с группами разных людей с неопределенными целями».
Использование в отрасли института саморегулирования отложили на конец встречи в Минстрансе. По мнению выступавших, первичными звеньями создания СРО грузовых автомобильных перевозок на добровольных началах должны стать некоммерческие организации, в форме партнерств, союзов, ассоциаций, уже объединивших перевозчиков по территориальному признаку и видам деятельности. Кроме того, необходимо установить допуск к внутрироссийским грузовым автоперевозкам, аналогично международным. Допуск позволит спокойно работать законопослушным членам организации и станет преградой для перевозчиков, нарушающих законодательство. Также озвучена идея о разработке системы поощрения лучших перевозчиков, работающих на международных и внутрироссийских линиях.
Однако была высказана и противоположная точка зрения. Объединение Перевозчиков России, в частности, считает, что саморегулирование не только не решит имеющиеся проблемы, а только лишь усугубит ситуацию. Свою позицию, представленную на Совете, организация также направила в Минэкономразвития РФ. По мнению объединения, отрасль не готова к внедрению институт. Ряд требований, предусмотренных законодательством о саморегулируемых организациях, в частности, дополнительная имущественная ответственность участников СРО в соответствии со статьей 3 Федерального закона N315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», станут дополнительным финансовым бременем для участников отрасли при существующей на сегодня крайне низкой ее рентабельности, при том, что полная имущественная ответственность грузоперевозчика четко сформулирована в договоре перевозки. Ряд проблем, возникших при введении саморегулирования в других отраслях, например, в строительной отрасли, не устранены и препятствуют осуществлению деятельности ее участников; к ним можно отнести забюрократизированность, дублирование функций государственных органов, увеличение количества возможных проверок, манипулирование со стороны органов управления СРО, влекущее приостановление, а в худших случаях прекращение деятельности отдельных субъектов отрасли. Многие предприниматели, занятые в сфере автомобильных грузоперевозок, уже выбрали для себя форму объединения для представления своих интересов, в том числе в органах власти, которая не влечет за собой зависимость возможности осуществления деятельности от участия в подобном объединении.
Засомневался в необходимости создания обязательных СРО в транспорте представитель Департамента государственного регулирования экономики Минэкономразвития Алексей Минаев.
Помимо прочего, были высказаны альтернативные СРО предложения - вплоть до возврата отрасли к лицензированию, от которого из-за неэффективности было решено отказаться в 2005 году.
Идея саморегулирования в отрасли грузоперевозок обсуждалась еще в нулевых, когда принималось решение о использовании СРО в строительстве. Однако тогда она была отвергнута по ряду причин. Через десяток лет с аналогичным предложением вышла Ассоциация «Центр объединения грузоперевозчиков «ГРУЗАВТОТРАНС». В интервью нашему порталу Президент объединения Владимир Матягин рассказал, что регулирование допуска на рынок - острая необходимость, которая отстро стоит перед отраслью. Одним из возможных механизмов, способных привести ее в порядок, он назвал саморегулирование.
«От этого сильно страдает безопасность на дорогах. Если мы введем формат саморегулирования, критерии выхода на рынок ограничатся принятыми стандартами и правилами. Если ты их соблюдаешь - вот тебе допуск на рынок. Если ты их не соблюдаешь - извини, но тебе придется уйти. Это оздоровит рынок», - заверил Матягин. Что касается СРО в строительстве, он отмахивается - в каждом стаде найдется паршивая овца: «есть и нормальные СРО, правильные, так скажем. Нужно на это обратить внимание».
Будет ли обсуждаться вопрос отраслевого саморегулирования и дальше - пока неизвестно. Минтранс не сообщает, было ли принято какое-то решение по итогам встречи. Участникам мероприятия предложено оставить заявку на сайте Минтранса на участие в дальнейших заседаниях Координационного совета представителей транспорта при Минтрансе России.
Шуняева Диана
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru