1. Главная
  2. Новости
  3. Участники слушаний в ОП призвали прекратить бессистемное законодательное регулирование саморегулирования
Новости

91

Участники слушаний в ОП призвали прекратить бессистемное законодательное регулирование саморегулирования

 Участники слушаний в ОП призвали прекратить бессистемное законодательное регулирование саморегулированияДо конца 2016 г. должны были быть внесены поправки в базовый закон о саморегулировании, а отраслевое законодательство приведено в соответствие с утвержденной Правительством Концепцией и новой редакцией 315-ФЗ. Однако новая редакция 315-ФЗ не принята, а в отраслевое законодательство активно вносятся изменения, противоречащие утвержденной Концепции и направленные на усиление госрегулирования в различных сферах профессиональной и предпринимательской деятельности. Об этом говорилось на общественных слушаниях по теме «Пути законодательного совершенствования системы саморегулирования», которые состоялись в конце октября в Общественной палате РФ по инициативе Комиссии Общественной палаты России по развитию малого и среднего бизнеса.

В Слушаниях принимали участие члены Общественной палаты РФ, представители Торгово-промышленной палаты РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», профессионального и предпринимательского сообществ, саморегулируемых организаций и их объединений, в соответствии со списком участников.

Слушания были проведены с целью оценки соответствия действующего законодательства о саморегулировании Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденной Распоряжением Правительства РФ №2776-р от 30.12.2015 г., рассмотрения предложений по совершенствованию законодательства и нормативно-правовой базы по вопросам саморегулирования в России.

Участники слушаний отмечают, что система саморегулирования, которая сегодня охватывает боле 40 сфер экономической деятельности, с каждым годом становится все более экономически и социально значимым институтом. Однако за последнее время было принято не мало законов, которые противоречат не только принятому курсу правительства, но и многим другим основополагающим нормам. Например, 04.07.2016 г. вступили в действие Федеральный закон от 03.07.2016 г. №372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» и ФЗ от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» (в ред. 372-ФЗ), которые нарушают нормы Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ и других законодательных актов РФ. Требования к членству индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц в саморегулируемых организациях в пределах того субъекта РФ, в котором зарегистрирована такая СРО, приводит к роспуску специализированных (отраслевых) СРО, успешно функционирующих с 2009 г. по принципу единства отрасли (СРО строителей атомных объектов, СРО дорожных строителей, СРО строителей объектов связи и телекоммуникаций, СРО строителей нефтегазовых компаний и т.д.) и обеспечивающих безопасность на объектах капитального строительства с учетом их отраслевых особенностей. Обязательства по обеспечению безопасности капитального строительства энергетических систем, систем ядерной энергетики, путей сообщения, связи и т.д., находящиеся в ведении РФ (ст.71 Конституции РФ) обеспечиваются деятельностью отраслевых саморегулируемых организаций.

В декабре 2014 г. был принят ФЗ № 403-ФЗ, вносящий изменения в некоторые законодательные акты, в том числе в ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ. Им установлено повышение требований к численности членов саморегулируемых организаций аудиторов: не менее 2 тыс. аудиторских организаций или не менее 10 тыс. аттестованных аудиторов. Указанные величины в значительной степени превышают требования №315-ФЗ: в 80 раз по юридическим лицам (25х80 = 2000) и в 100 раз по физическим (100х100 = 10 000). Такое увеличение требований ничем не обосновано и является искусственным регулированием количества саморегулируемых организаций. Оно вызвало напряжение рынка аудиторских услуг, нарушая его устоявшуюся структуру и создавая состояние неопределенности у аудиторских организаций и аудиторов. Создавшаяся ситуация противоречит Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, которая ориентируется на трехуровневую модель (члены СРО, СРО, национальное объединение СРО) и недопустимость искусственного укрупнения саморегулируемых организаций.

02 июня вступил в силу ФЗ от 02.06.2016 № 172-ФЗ, в соответствии с которым были внесены изменения в ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ. Принятая редакция документа ввела кардинальные изменения законодательства в сфере оценочной деятельности, которые нарушают права и законные интересы как оценщиков, так и саморегулируемых организаций, в т.ч. упразднила институт экспертизы отчетов об оценке как контрольно-надзорной функции СРОО. Кроме того положения закона вступают в противоречие с нормами Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» и нарушают права субъектов саморегулирования на осуществление профессиональной деятельности. В совокупности положения ФЗ нарушают законные права на осуществление профессиональной и трудовой деятельности не менее 12% всех субъектов оценочной деятельности. Например, лица, получившие образование в сфере оценочной деятельности и на законных основаниях вступившие в саморегулируемые организации оценщиков после 01 апреля 2015 г., не смогут получить квалификационные аттестаты ввиду отсутствия к 01 апреля 2018 г. трехлетнего стажа (опыта) работы, связанной с осуществлением оценочной деятельности. Все эти оценщики, согласно положениям Федерального закона от 02.06.2016 № 172-ФЗ, к 01 апреля 2018 г. будет нарушать требования к условиям членства в саморегулируемой организации, в связи с чем должны будут прекратить осуществление своей профессиональной и трудовой деятельности.

Аналогичные примеры есть и в других сферах деятельности.

В проекте рекомендаций, подготовленных по итогам слушаний, подчеркивается, что существующие проблемы в становлении института саморегулирования вызваны, прежде всего, его бессистемным законодательным регулированием, направленным на усиление избыточного государственного вмешательства в профессиональную деятельность и в целом на сворачивание саморегулирования во многих сферах экономической деятельности. Внесение поправок в отраслевое законодательство, противоречащих утвержденной Концепции, приводит к дискредитации института саморегулирования, угнетающим образом влияет на предпринимательский климат и экономику России в целом.

Негативное последствие внедрения в практику последних изменений законодательства, например, в сфере саморегулирования в строительстве привело к нарушению правовых норм Конституции РФ.

Также в итоговом документе перечислены статьи, которые были нарушены

Статья 30 - свобода объединения юридических лиц в ассоциации, союзы, в т.ч. по отношению к специализированным отраслевым СРО;
Статья 8 - нарушено единство экономического пространства;
Статья 15 - нарушены нормы международного права (Конвенция № 87 от 09.07.1948 г. «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию») ратифицирована Российской Федерацией;
Статья 15 - если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора;
Статья 16 - законы не должны противоречить Конституции РФ;

Участники слушаний считают, что при подготовке поправок в 315-ФЗ необходимо учитывать следующее:

- содержащиеся в действующей редакции 315-ФЗ принципы имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций перед потребителями товаров, работ, услуг не соответствуют реалиям бизнеса, сложившейся судебной системе:

  • Установление Компенсационного Фонда (КФ) в качестве единственного системообразующего фактора не соответствует сути Саморегулирования. Лучшая мировая практика и накопленный опыт деятельности Российских предпринимательских и профессиональных объединений показывает, что эффективное обеспечение ответственности должно базироваться на множественности инструментов имущественной ответственности и праве их свободного выбора саморегулируемой организацией для гарантирования возмещения ущерба.
  • Неприемлемым является принуждение СРО к размещению средств КФ исключительно через управляющую компанию (УК). Современная финансовая система в России не дает качественного прироста данных фондов, а размещение через УК приводит к их системному обесценению. Безответственным предложением можно считать предложение в случае ликвидации СРО размещение и оставление КФ на депозите нотариусов. Очевидно, что это приведет к повышению риска невыплаты средств и всяческому препятствованию для их возврата добросовестным членам СРО и потребителям.
  • На нынешнем этапе развития системы саморегулирования преждевременным является введение принципа солидарной ответственности как механизма для реального возмещения ущерба. Предполагалось, что этот механизм должен будет способствовать очищению профессии от недобросовестных специалистов и укреплению позиций добросовестных. Однако наличие значительного числа судебных ошибок и несформированность в ряде сфер регулирования системы качественных профессиональных стандартов может привести к обратному эффекту: добросовестные предприниматели будут вынуждены постоянно платить за чужие нарушения, и это, в свою очередь, сделает невыгодной добросовестную конкуренцию. Такая политика приведет к обесценению всей сути саморегулирования как гражданско-правового института. Представляется, что принцип субсидиарной ответственности на современном этапе развития саморегулирования является наиболее эффективным.

- отсутствие принципов формирования и деятельности Национальных объединений саморегулируемых организаций в законодательстве является одной из главнейших причин проблем во всех сферах саморегулирования. В Концепции отражена необходимость закрепления единых принципов, направленных на появление добросовестных, управляемых, компетентных Национальных объединений саморегулируемых организаций, действующих в интересах сообщества, а не отдельных персоналий или узких групп.

  • Поправками в 315-ФЗ необходимо создать основу формирования добросовестных Национальных объединений;
  • Недопустимым является установление законодательных преимуществ для крупных СРО при создании Национальных объединений во избежание манипулирования рынком. Необходимо установить компетенции и порядок деятельности руководящих органов Национального объединения и принципы публичности такой деятельности.

- Внесенные изменения в законодательство об оценочной деятельности в части исключения экспертизы как контрольно-надзорного института СРОО полностью нивелировали сложившийся механизм ответственности оценщика перед заказчиком оценочных услуг, поскольку:

  • Низводят экспертизу до уровня обычного консалтинга («экспертное мнение» вместо регламентированной законом процедуры не имеет никакой доказательственной силы и не влечет правовых последствий).
  • Нарушают имущественные права членов СРО, позволяя потребителю оценочных услуг или оценщику проходить экспертизу на отчет об оценке в любой саморегулируемой организации по их желанию, а не в той, членом которой является данный оценщик. При этом эксперт другой СРО не несет никакой ответственности за высказанное «личное мнение», а вся ее полнота ложится на СРО, членом которой является автор отчета. Это противоречит основам гражданского права, создает почву для недобросовестных конкурентных отношений на рынке оценки.
  • Нарушают права государства как собственника активов, а также других потребителей оценочных услуг, поскольку отсутствие установленного законом статуса контрольно-надзорной функции СРО не позволит обосновать целевое назначение заказа экспертизы.
  • Исключение обязательной экспертизы, предусмотренной ст. 130 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ст. 77 ФЗ «Об акционерных обществах» ущемляет права и интересы акционеров, по сути, оставляя их один на один с решением конкретного чиновника. В зону риска попадают и имущественные интересы, государства, если оно является одним из акционеров, поскольку безвозмездная экспертиза СРО в этих случаях позволяла не только объективно оценить выводы проведенной оценки, но также сделать эту информацию публичной и транспарентной. В этом же ряду стоят изменения, внесенные в федеральное законодательство о несостоятельности (банкротстве). В измененной редакции экспертиза СРО отсутствует, оставляя окончательные решения за все тем же уполномоченным органом. В обоих указанных случаях принятые изменения законодательства представляют собой прямой путь к рискам злоупотребления правом при использовании властных полномочий, а также проявление коррупциогенного фактора.

Учитывая вышеизложенное, участники общественных слушаний составили перечень рекомендаций Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Правительству РФ, Открытому правительству, Министерству экономического развития РФ, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерству финансов РФ и Центральному банку РФ. С ними можно ознакомиться по ссылке.

Шуняева Диана
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

НОПРИЗ проведет конференцию "Развитие института саморегулирования в строительной отрасли. Закон. Ответственность. Кадры"
24.04.2024

НОПРИЗ проведет конференцию "Развитие института саморегулирования в строительной отрасли. Закон. Ответственность. Кадры"

25 апреля состоится пленарная конференция "Развитие института саморегулирования в строительной отрасли. Закон. Ответственность. Кадры". Анонс размещен на сайте НОПРИЗ.
Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 01.02.2014 по 08.03.2014

Событие (мероприятие) года в сфере саморегулирования?

6.5%

7

Первая международная конференция «Практическое саморегулирование»

52.3%

56

Отзыв ЦБ лицензий у банков и потеря СРО КФ

8.4%

9

III Всероссийский форум СРО

9.3%

10

День саморегулирования (12 декабря 2013 г.)

5.6%

6

Авторский курс В.С. Плескачевского «Эффективное управление СРО»

17.8%

19

Иной вариант

Вопрос-ответ

Вопрос:

Приказом Ростехнадзора от 05.07.2011 № 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» была утверждена новая форма допусков СРО. Согласно тому же Приказу, свидетельства, выданные ранее, могли действовать лишь до 1 января 2013 года. Действительны ли непереоформленные допуски СРО, выданные до конца 2012 года, а также действовавшие ранее лицензии?

Ответ:

С 1 января 2009 года на всей территории Российской Федерации отменена процедура лицензирования инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительной деятельности, работ по реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. Лицензии, выданные до 01.01.2009 г., были действительны до 01.01.2010 г. (ч. 3 ст. 3.2. Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 191-ФЗ).

Относительно свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, сообщаем, что изначально Приказ Ростехнадзора от 05.07.2011 N 356 предусматривал правило (п.3), согласно которому свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные до вступления в силу указанного приказа, должны были действовать до 1 января 2013 года. Однако впоследствии данное положение утратило силу в связи с изданием Приказа Ростехнадзора от 29.01.2014 N 35.

Таким образом, свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные до конца 2012 года, по-прежнему действительны.

Вопрос:

Возврат взноса в компенсационный фонд при выходе из СРО возможен?

Ответ:

Должны вас огорчить. Согласно ч. 4 статьи 55.7. ГрК РФ «Прекращение членства в саморегулируемой организации», лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
Вернуть старый дизайн