За что Минфин ругал СРО аудиторов в 2015 году
Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Министерства финансов России обобщил и представил результаты государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов в 2015 году.
Как отмечают в Минфине, осуществленные в течение 12 месяцев мероприятия государственного контроля (надзора) свидетельствуют о том, что СРО аудиторов принимаются меры в целях улучшения деятельности по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, а также обеспечения доступа к информации на их Интернет-сайтах; партнерствами проводится работа по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверок и мониторинга, по совершенствованию внутренних процедур и процессов.
Из позитивного также было выделено, что саморегулируемыми организациями аудиторов утверждены комплекты внутренних организационно-распорядительных документов, устанавливающих порядок организации и осуществления ВККР, программы проверок качества работы аудиторских организаций и аудиторов; созданы специализированные подразделения, организующие и осуществляющие контроль за соблюдением членами СРО установленных требований; определены штатные и внештатные контролеры, осуществляющие проверки качества работы аудиторских организаций и аудиторов; ежегодно принимаются планы проверок качества работы членов СРО.
Но есть и претензии, и их достаточно много. Первая группа касается ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций.
В частности, как напоминает Департамент, частями 2 и 3 статьи 18 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (Федеральный закон № 307-ФЗ) установлены требования к членству аудиторских организаций, аудиторов в саморегулируемой организации аудиторов. Тогда как в ходе государственного контроля выявлены случаи:
- невыполнения отдельными аудиторскими организациями - членами СРО требования к численности аудиторов;
- невыполнения требования к численности аудиторов в коллегиальном исполнительном органе;
- невыполнения требования уплаты взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) СРО;
- отсутствия сведений, подтверждающих безупречную деловую (профессиональную) репутацию отдельных аудиторов;
- отсутствия правил осуществления внутреннего контроля качества работы у отдельных индивидуальных аудиторов.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 10 Положения о порядке ведения реестра и контрольного экземпляра реестра (утвержденного приказом Минфина России от 30 октября 2009 г. № 111н), документы, на основании которых внесены сведения, включаются в реестровое дело аудиторской организации, аудитора, которое формируется, ведется и хранится СРО. А в соответствии с пунктом 13 основной регистрационный номер используется в качестве номера реестрового дела аудиторской организации, аудитора. Вместе с тем, в ходе государственного контроля (надзора) выявлены случаи:
- отсутствия в реестровых делах отдельных документов, на основании которых вносились сведения в реестр, в том числе: письменных рекомендаций, подтверждающих безупречную деловую (профессиональную) репутацию; утвержденных правил осуществления внутреннего контроля качества работы индивидуальных аудиторов;
- неиспользования основного регистрационного номера записи в качестве номера реестрового дела аудиторской организации, аудитора.
Следующие недочеты касаются передачи информации для внесения сведений в контрольный экземпляр реестра. В соответствии с частью 10 статьи 19 Федерального закона № 307-ФЗ и пунктом 26 упомянутого Положения, СРО аудиторов обязана в течение семи рабочих дней со дня, следующего за днем внесения сведений об аудиторской организации, аудиторе в реестр, а также со дня, следующего за днем внесения изменений в содержащиеся в реестре сведения об аудиторской организации или аудиторе, передавать соответствующую информацию в уполномоченный федеральный орган для внесения в контрольный экземпляр реестра, а также раскрывать такую информацию. Однако эти сроки то и дело нарушались.
Иные нарушения по ведению реестра:
- несоответствие сведений, содержащихся в реестре, фактическому положению дел, в том числе в части: состава аудиторов, являющихся работниками аудиторской организации на основании трудового договора; членства в международных сетях аудиторских организаций; адреса официального Интернет-сайта; даты прохождения ВККР; проверок качества работы, проведенных Росфиннадзором, и принятых мер дисциплинарного воздействия по результатам таких проверок;
- несоответствия данных реестра и контрольного экземпляра реестра;
- отсутствия постоянного и систематического контроля за работой по ведению реестра.
В соответствии с пунктом 27 ФСАД 4/2010 программа внешней проверки составляется и утверждается до начала внешней проверки. Согласно пункту 28, программа внешней проверки должна содержать, в частности: тему внешней проверки; наименование объекта ВККР; проверяемый период; перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе внешней проверки. Однако, в ходе государственного контроля (надзора) выявлены случаи несвоевременного утверждения программы проверки и нарушения требований к ее содержанию.
Пунктом 48 установлен состав рабочей документации по каждой внешней проверке. Но в ходе госконтроля выявлены случаи отсутствия в рабочих документах ВККР документов, отражающих: распределение обязанностей между членами группы контролеров; осуществление наблюдения руководителем группы контролеров за работой контролеров; определение объема внешней проверки; информирование объекта ВККР о сроках проведения и объеме проверки; оценку достоверности последней по времени отчетности об аудиторской деятельности; оценку эффективности организации внутреннего контроля качества работы объекта ВККР; факты выявленных нарушений и недостатков.
Не все в порядке и с оформлением результатов проверок. Пунктом 54 ФСАД 4/2010 установлен перечень сведений, которые должен содержать отчет о результатах ВККР. Согласно пункту 55, форма отчета, а также допустимые виды заключения в нем (положительное заключение, заключение с оговоркой, др.), устанавливаются саморегулируемой организацией аудиторов. В соответствии с пунктом 57 отчет о результатах проверки должен быть составлен своевременно, не ранее завершения всех процедур контроля, предусмотренных программой внешней проверки. В ходе проверок же то и дело выяснялось, что не все в точности выполняют эти условия. А именно были выявлены следующие случаи:
- несоблюдения установленных требований к содержанию отчета о результатах внешней проверки качества работы;
- составления отчета о результатах внешней проверки качества работы до завершения всех процедур контроля, предусмотренных программой внешней проверки;
- включения в отчеты сведений о выявленных нарушениях и недостатках, информация о которых отсутствует в рабочих документах;
- отсутствия в отчетах сведений о выявленных нарушениях и недостатках, отраженных в рабочих документах.
Есть недочеты и в установлении критериев оценки результативности ВККР в целом, а также работы контролеров, разработанных в соответствии с пунктом 21 ФСАД 4/2010. Минфин выявил, что зачатую встречаются: отсутствие таких критериев, а также критериев оценки работы контролеров; отсутствие анализа и оценки состояния и результативности ВККР в целом, результативности работы контролеров в ежегодных отчетах о состоянии ВККР.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 9 Федерального стандарта аудиторской деятельности (ФСАД 4/2010) «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля», утвержденного приказом Минфина России от 24 февраля 2010 г. № 16н (ФСАД 4/2010), при организации ВККР саморегулируемая организация аудиторов должна обеспечить контроль знаний и навыков контролеров. Правда, как отмечает Департамент регулирования бухучета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности, системы контроля знаний и навыков контролеров у СРО отсутствуют.
В соответствии с пунктом 2.1 части 7 статьи 17 Федерального закона № 307-ФЗ, саморегулируемая организация аудиторов должна уведомить Росфиннадзор о получении заявления аудиторской организации, включенной проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций в план ВККР, о выходе из членов СРО аудиторов не позднее 7 рабочих дней со дня, следующего за днем получения указанного заявления. В ходе государственного контроля были выявлены случаи нарушения этих сроков.
Помимо прочего, в части осуществление внешнего контроля качества работы в ходе государственного контроля (надзора) выявлены случаи:
- отсутствия в организационно-распорядительных документах саморегулируемой организации аудиторов, устанавливающих правила организации и осуществления ВККР, положений, обеспечивающих реализацию отдельных требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность, в части осуществления ВККР (условия отбора подлежащих проверке аудиторских заданий в отношении всех аудиторов, являющихся работниками проверяемой аудиторской организации; права, обязанности, полномочия и требования к профессиональной компетенции штатных контролеров; перечень оснований для переноса проверок объектов ВККР после утверждения годового плана проверок; порядок контроля знаний и навыков контролеров; порядок контроля реализации принципа независимости ВККР и контролеров);
- отсутствия конкретных сроков проведения проверок в планах ВККР;
- неисполнения контролерами требования постоянного поддержания на должном уровне навыков проведения проверок;
- подтверждения соблюдения контролерами обязательства о независимости после назначения их для проведения конкретной проверки;
- подтверждения качества работы аудиторов без проведения в отношении этих аудиторов контрольных процедур;
- предоставления недостоверных сведений о запланированных и проведенных СРО проверках деятельности своих членов и о результатах этих проверок;
- предоставления недостоверных сведений по форме № 3-аудит «Сведения о деятельности саморегулируемой организации аудиторов»;
- отсутствия постоянного и систематического контроля за работой по осуществлению ВККР со стороны органов управления СРО;
- низкой эффективности осуществляемого саморегулируемой организацией аудиторов ВККР.
Еще одна группа недочетов отмечается при внесении изменений в сведения о некоммерческой организации, содержащиеся в государственном реестре СРО аудиторов. Так, в соответствии пунктом 10 Положения о порядке ведения государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов (утвержденного приказом Минфина России от 30 апреля 2009 г. № 41н), в случае изменений в сведениях о некоммерческой организации, СРО аудиторов должна передать письменное заявление о поправках с подтверждающими эти изменения документами. Тем не менее, в прошлом году все же был выявлен один случай представления в Минфин недостоверной информации.
Заключительный блок с недочетами посвящен доступу к информации на Интернет-сайтах саморегулируемых организаций аудиторов. Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», существует определенный перечень сведений, который любая СРО обязана размещать в Интернете. Не смотря на это, на сайтах некоммерческих партнерств наблюдается:
- отсутствие в реестре сведений в отношении лиц, прекративших свое членство в СРО аудиторов, аналогичных сведениям, содержащимся в реестре в отношении действующих членов;
- размещение на Интернет-сайте неактуальной информации о содержании стандартов и правил;
- отсутствие на сайте годового отчета о состоянии ВККР;
- размещение на портале решений, принятых общим собранием членов СРО аудиторов, только в форме пресс-релизов;
- несвоевременного размещения на Интернет-сайте информации: о составе и стоимости имущества компенсационного фонда; о решениях принятых общим собранием членов саморегулируемой организации.
Светлана Демидова
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru