1. Главная
  2. Статьи
  3. Юрий Мхитарян: СРО как институты гражданского общества должны формировать государственную политику
Статьи

219

Юрий Мхитарян: СРО как институты гражданского общества должны формировать государственную политику

 Юрий Мхитарян: СРО как институты гражданского общества должны формировать государственную политикуОбъединения предпринимателей - саморегулируемые организации (СРО) и объединения СРО - национальные объединения - институты гражданского общества. Они осуществляют свою деятельность на основе прав, установленных Конституцией и Гражданским кодексом Российской Федерации независимы от государства, органов госуправления.

Назначение СРО и национальных объединений - развивать экономические, культурные, правовые, политические отношения для того, чтобы экономика была конкурентоспособной, эффективной, добросовестные предприниматели могли успешно осуществлять свою деятельность, повышать производительность труда, увеличивать число рабочих мест и т.д.

СРО и национальные объединения должны быть посредниками между предпринимателями и органами власти, государственной властью, помогая предпринимателям, принимая на себя функции по регулированию деятельности участников рынка.

Институты гражданского общества осуществляют свою деятельность на основе самоуправления, формируют новые общественные ценности, создают в обществе отношения нового уровня. Организуют свою деятельность на принципах добровольности объединения.

Никто не имеет права запрещать организациям добровольно объединяться. СРО и национальные объединения должны обладать независимостью и экономической самостоятельностью, только на этих началах их деятельность может быть успешной.

В строительной отрасли они создаются как независимые, самостоятельные объединения для:

  • защиты своих членов, предупреждения причинения вреда, повышения качества деятельности
  • оказания влияния на управленческие решения предпринимателей и органов госуправления
  • противодействия коррупции, принятия неэффективных решений
  • осуществления контроля за реализацией органами госуправления и должностными лицами принадлежащих им властных полномочий, информирования общественности об их деятельности, формирования общественного мнения
  • осуществления деятельности, направленной на повышение уровня правовой и управленческой культуры предпринимателей, граждан страны, правосознания
  • оказания активного влияния на содержание и ход проводимых реформ, обеспечения соблюдения конституционных принципов правового государства и разделения властей, сдерживания власти от нарушения норм права.


Институты гражданского общества должны функционировать на основе сотрудничества с властью и контроля за властью. Успешная деятельность институтов гражданского общества - условие создания эффективной, конкурентоспособной экономики, правового государства.

За годы реформирования в нашей стране произошли существенные сдвиги в формировании новой правовой системы, правового государства, но, конечно, есть проблемы, задачи, которые сами по себе не могут быть решены.

Но, то, что сейчас происходит с институтом саморегулирования в строительной отрасли с вводом противоречивого в своих целях и средствах Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не снилось ни одному студенту юрфака. Запрет на свободное объединение, лишение организаций права на объединение в специализированные (отраслевые) СРО, ограничение свободы экономической деятельности, частной собственности. Это свидетельствует о непонимании отдельными представителями власти роли и задач институтов гражданского общества или их сопротивление в выполнении институтами гражданского общества функции посредника между субъектами права и властью.

Строительство - комплексная отрасль. Строительством занимаются в атомной отрасли, энергетике, связи и информатизации, промышленности и т.д. Но в разных отраслях и сферах деятельности предъявляются свои требования к квалификации, организации труда и деятельности предприятия. Саморегулирование - самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая субъектами права определенного вида, объединяющимися для установления правил деятельности. Очевидно, например, что монтаж и прокладка кабеля у энергетиков и связистов сопровождается разными требованиями, специалистами, организацией деятельности.

Фактически на пути развития института саморегулирования в строительной отрасли искусственно создаются значительные трудности, осуществляются реальные препятствия для деятельности в соответствии с основополагающими конституционными нормами.

Конечно, это может свидетельствовать об уровне правовой, управленческой культуры только отдельных представителей руководства, стремлением манипулировать общественным сознанием и мнением высшего политического руководства страны, уровне социальной ответственности отдельными представителями органов государственной власти за принимаемые решения.

Все, кто сегодня нарушают конституционные нормы и сдерживают развитие института гражданского общества, непременно останутся в истории создания современного государства. Но это, отнюдь, не означает, что СРО и национальные объединения должны всю ответственность за действия (бездействие) органов власти, должностных лиц перекладывать на представителей власти.

Надо самим с большей ответственностью подходить к выполнению задач. Не уходить от их решения, не прятаться «под корягу». Не ждать, пока высшее политическое руководство наведет порядок. Помогать в решении проблем, задач правовыми средствами. Закон, определяющий ответственность за действия (бездействие) должностных лиц, распространяется на всех.

Знали ли те, кто занимался подготовкой Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ, что определенные его нормы нарушают основополагающие конституционные нормы? Знали и нарушали, потому, что были уверены во вседозволенности власти. Но какие разные решения вопроса по специализированным (отраслевым) СРО у проектировщиков и строителей. У проектировщиков это право сохранилось, у строителей отобрали. Потому, что Национальное объединение проектировщиков - НОПРИЗ (Президент Посохин М.М.) как институт гражданского общества, понимая значение специализированных (отраслевых) СРО, захотел и смог оказать активное влияние на сохранение этой нормы. Очевидная польза от этого института для общества, государства. Другой пример: Национальное объединение строителей - НОСТРОЙ, которое не захотело вмешиваться в процесс принятия решения.

Как далее действовать отраслевым (специализированным) СРО для того, чтобы обеспечить право на объединение? Вливаться в Национальное объединение проектировщиков, где руководство проявляет активность и разумность в защите своих членов, или создавать самостоятельное национальное объединение? Оно объединит отраслевые СРО строителей для формирования более прогрессивных, законных и понятных правил поведения.

Не исключается вариант развития, при котором каждое отраслевое СРО строителей, добросовестно выполняющее свои обязанности (отраслевые СРО отличаются более высоким уровнем организации деятельности), может рассматриваться как самостоятельное национальное объединение. Например, национальное объединение строителей атомной отрасли, национальное объединение строителей в области связи и информационных технологий, национальное объединение строителей металлургической промышленности и т.д. Почему бы нет? Предметная деятельность единая, масштаб воплощения правил деятельности по всей стране. Много положительных сторон в этом решении.

Экономика страны переживает сложный период. Без установления социального партнерства не создать высококонкурентную, эффективную экономику. Но право на социальное партнерство, авторитет завоевывается принимаемыми решениями, способностью отстоять конституционные нормы, защитить тех, которые вошли в объединения.
Конечно, во все времена были руководители, шедшие на сделку для собственного благополучия, но во все времена были и руководители, исполнявшие до конца свой долг.

Надо не устраивать обмен членами объединений, подстраиваясь под закон, а показывать пример исполнения долга, оказать содействие повышению уровня правовой, управленческой культуры, отстаивая основополагающие конституционные принципы установленным законом порядком. Не быть грузом в кузове истории, а развивать саморегулирование, помогать высшему политическому руководству страны в развитии правовой системы страны.

Коррупция достигла такого уровня, когда презрение к нормам права отдельными руководителями воспринимается как честь и достоинство. Но не будет действенного социального партнерства, не будут созданы условия для деятельности добросовестных предпринимателей, тогда и уровень производительности труда одного из самых образованных и трудолюбивых народов в нашей стране по-прежнему будет одним из самых низких в Европе (ОЭСР: В России самая низкая в Европе производительность труда. «Ведомости» от 10.08.2016 г.). Не надо ждать указаний, поддержки извне, надо доказать, что СРО умеют пользоваться своими правами.

Государственная политика - целенаправленная деятельность в государстве по достижению целей развития общества. Что нужно делать для участия в формировании государственной политики? Объединяться на добровольной основе в соответствии со своими правами, устанавливать правила предпринимательской деятельности, отстаивать свои права в соответствии с конституционными нормами установленным законом способом и решать задачи, для которых создавали СРО и национальные объединения.

Саморегулируемые организации - самостоятельные субъекты права - должны выполнить возложенные на них обязанности в соответствии с правом, предоставленным Гражданским кодексом и Конституцией Российской Федерации, если мы хотим иметь одну из успешных экономик в мире.

Укрепление конституционных основ государства, а, следовательно, и государства определяется способностью субъектов права отстаивать конституционные права. Если не осуществлять эти процессы, невозможно обеспечить и совершенствование государственной политики.

Государственная власть, понимая роль и значение социального партнерства, развития институтов гражданского общества, должна со своей стороны оперативно содействовать правовому решению вопросов по организации деятельности СРО и национальных объединений. Отрицательные последствия препятствия развитию института гражданского общества: снижение доверия к власти, рост социальной напряженности, снижение эффективности экономики и т.д.

Юрий Мхитарян,
д.э.н., академик Международной академии информатизации,
Председатель Общественного проекта
«За эффективную систему саморегулирования строительной отрасли»
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?

Ответ:

В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, взнос в компенсационный фонд не возвращается, если не предусмотрено иное.
Под «иным» подразумеваются определенные случаи, описанные в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (в ред. ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ). В них сообщается, что строительная, инженерная, изыскательская СРО обязана вернуть организации или ИП, прекратившим членство в соответствующем партнерстве, уплаченные ими средства компфонда, в случае исполнения следующих условий:
1) получение допуска данного СРО к определенному виду или видам работ, исключенными 1 августа 2010 года из официального перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) отсутствие у лица допуска к другим видам работ (отсутствие иных видов работ в допуске СРО);
3) прекращение членства в данной СРО не ранее двух и не позже 6 месяцев со дня исключения отраженных в допуске видов работ из официального классификатора перечня (то есть с 1 сентября 2010 года по 1 января 2011 года).
Отметим, что только в случае исполнения всех трех вышеуказанных условий саморегулируемая организация обязана вернуть вышедшим из состава членам взносы в компенсационный фонд в полном объеме.
Для возврата денежных средств был отведен срок в размере не более 10 календарных дней после прекращения членства. День прекращения членства определяется днем регистрации заявления от ИП или юридического лица о выходе из состава СРО.
В связи с тем, что с отведенного для официального прекращения членства в СРО промежутка времени уже прошло несколько лет, данные основания представляются неактуальными.
Градостроительным кодексом определено лишь несколько допущений для осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Деньги могут быть возвращены если были ошибочно перечислены на счет СРО; перечислены для размещения средств компенсационного фонда СРО в целях его сохранения и увеличения; использованы для осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вернуть старый дизайн