Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.
- Дарина Борисовна, 2022 год для отечественной букмекерской индустрии представляется временем едва ли не экзистенциональных вызовов. Прорвемся?
- Не стоит нагнетать. Да, государство, а вместе с ним и любой бизнес, переживает времена весьма непростые. Но букмекерство привыкло работать в стресс-условиях. Уже несколько лет, по большому счету, отрасль не знает спокойных времен. Испытания на устойчивость начались еще весной 2020-го, с началом пандемии коронавируса и приостановкой спортивных соревнований. Многие тогда вообще боялись, что бизнес ставок на спорт не выдержит удара и многие конторы просто-напросто разорятся. Но прошли уже два с половиной года, работу на рынке прекратили считанные единицы лицензиатов, и в то же время появились новые участники рынка. Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств.
- Через месяц, в ноябре, стартует ЧМ по футболу в Катаре. Наша сборная участие в нем, как известно, не примет. Это сильно скажется на объеме ставок и, соответственно, итоговой годовой доходности БК?
- Да, цифры будут определенно ниже тех, что брались в предварительных расчетах начала года. Конечно, турнир вызовет несколько меньший интерес у отечественных любителей ставок. Но ЧМ все равно станет главным событием года, сомнений в этом нет.
- Отечественные конторы сейчас могут демонстрировать системное развитие, как это было в минувшие годы, или больше приходится говорить о том, что операторы режут свои бюджеты, больше размышляют о том, как экономить?
- Нет в индустрии никакого "плача Ярославны", бизнес работает в тех условиях, что в наличии. Да, в чем-то конторам приходится пересматривать свои планы. Где-то отказываться от запланированного ранее спонсорства, переверстывать маркетинговые стратегии. Не всем и не глобально.
- Какое направление развития для любой уважающей себя БК вы считаете сейчас приоритетным?
- Инновативность – вот топливо. Сейчас каждый сильный беттинг-оператор – это, по сути, не просто букмекер, действующий по лекалам "старой школы", но крупная финтех-компания. А именно инновации в развитии являются тем, что выделяет грамотные финтех-компании. Успешная работа с массивами big data, максимальное внедрение AI в операционные процессы, системность во всем – это признаки прогрессивного букмекерского бренда. Больше того, скажу, что, несмотря на все объективные сложности, отечественные БК во многих высокотехнологичных аспектах уже сейчас опережают своих иностранных коллег даже из числа топовых брендов. У нас достаточно светлых голов в индустрии, которые способные двигать ее вперед даже в нынешние времена.
- Инвестиции в собственную IT-инфраструктуру для букмекеров – это все еще рискованные вложения?
- Любая непросчитанная инвестиция – сильный риск. Но нужно понимать, что в 2022 году без постоянной модернизация собственного ПО, без вложений в IT велик шанс оказаться на отраслевой обочине. Уже сейчас затраты на IT (вместе с зарплатным фондом специалистов направления) составляют в районе 10% от доходов любого прогрессивного оператора. Цифра эта будет только расти.
- Приходится также слышать о том, что своего рода информационная диверсификация является весьма перспективным направлением развития для БК.
- Если речь идет о том, чтобы сайты БК представляли собой не просто платформы для ставок, но полноценные многоуровневые порталы, то я только "за" подобное развитие. Ресурс букмекера может и должен быть полноценным источником информации для любителей спорта и ставок. Не только с линией знакомиться на нем будет клиент, но и находить все необходимые новости из мира спорта. Да, подобный "all inclusive" создать непросто, конкуренция в нише спортивных масс-медиа в стране серьезная. Но если мы говорим о БК как финтехе, то все решаемо. Думаю, уже в следующем году сайты некоторых операторов ставок станут чем-то гораздо большим, нежели просто беттинг-платформами.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала "Все о саморегулировании" (Все о СРО)