1. Главная
  2. Статьи
  3. Юрий Мхитарян о развитии системы саморегулирования в сфере строительства в связи с вступлением в силу ФЗ № 372-ФЗ
Статьи

217

Юрий Мхитарян о развитии системы саморегулирования в сфере строительства в связи с вступлением в силу ФЗ № 372-ФЗ

 Юрий Мхитарян о развитии системы саморегулирования в сфере строительства в связи с вступлением в силу ФЗ № 372-ФЗ20 июля 2016 года в Москве состоялось заседание Совета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ТПП РФ) по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности. Главным в повестке дня мероприятия стал вопрос о развитии системы саморегулирования в сфере строительства в связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты».

В числе основных докладчиков по данной проблеме выступил член Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности, д.э.н., академик Международной академии информатизации Юрий Мхитарян.

В своем выступлении Ю. Мхитарян остановился на трех положениях: достигнутом уровне развития системы саморегулировании, совершенствовании деятельности национальных объединений, системе мер по предупреждению причинения вреда.

Рассматривать развитие института саморегулирования в строительной отрасли необходимо в контексте обеспечения эффективности, повышения конкурентоспособности экономики страны, реализации норм права, определяющих конституционный строй Российской Федерации, развитие Российской Федерации как демократического, федерального, социального, правового государства.

Саморегулируемые организации участвуют в регулировании отношений в сфере обеспечения безопасности объектов капитального строительства, гарантируют правоспособность деятельности строительных организаций (способность юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя выполнять определенные виды работ без причинения вреда третьим лицам. Удостоверяется документом - свидетельством о допуске к работам на объектах капитального строительства) в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти Перечнем видов работ и нормами права ГрК РФ.

Саморегулируемые организации обеспечивают интеграцию интеллектуальных, трудовых, финансовых результатов деятельности своих членов в целях достижения норм права, установленных ГрК РФ. Система саморегулирования строительной отрасли обеспечивает реализацию установленных ГрК РФ требований к саморегулируемым организациям и их членам.

С вводом саморегулирования количество смертельных случаев в строительстве значительно уменьшилось по сравнению с числом несчастных случаев в целом по стране в производстве.

Основному тренду развития рыночной экономики - коммерциализации, систематическому получению прибыли (ст. 2 ГК РФ) системой саморегулирования строительной отрасли противопоставлено формирование системы ценностей: безопасность, качество, добросовестность и ответственность, свобода ассоциаций и защита прав на организацию, осуществление предпринимательской деятельности.

Необходимость совершенствования норм права, определяющих механизм саморегулирования, очевидна. Но по какому сценарию пойдет дальнейшее развитие? Удастся ли сохранить достигнутый уровень? И что нужно для этого сделать?

В развитии системы саморегулирования строительной отрасли важная роль отводится национальным объединениям саморегулируемых организаций.

Необходимо, во-первых, обеспечить соответствие деятельности национальных объединений саморегулируемых организаций нормам права, установленным ГрК РФ, принятие национальными объединениями стратегических целей и приоритетных направлений деятельности, соответствующих п. 3 ст. 55.20 ГрК РФ: «Национальные объединения саморегулируемых организаций создаются в целях соблюдения общественных интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов, обеспечения представительства и защиты интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, взаимодействия саморегулируемых организаций и указанных органов, потребителей выполненных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

Во-вторых - реализовывать меры по повышению правового, социального статуса национальных объединений, повысить их активность в обеспечении представительства и защиты интересов саморегулируемых организаций.

Защищать интересы саморегулируемых организаций и их членов - значит защищать систему социальных ценностей, определяющих безопасность, качество, добросовестность, ответственность, свободу экономической деятельности, свобода ассоциаций и защита прав на организацию, осуществление предпринимательской деятельности - основу социального государства.

Решение этих задач возможно при изменении стратегии, политики, системы управления национальными объединениями, обеспечении соответствия их деятельности действующему законодательству, установлению партнерских отношений между органами власти и институтами гражданского общества.

Для этого необходимо исключить ст. 55.23 ГрК РФ «Государственный контроль за деятельностью национальных объединений». Невозможно установить партнерские отношения между федеральными, исполнительными органами власти и институтом гражданского общества - национальным объединением при государственном контроле со стороны органа государственной власти. За деятельностью системы саморегулирования строительной отрасли надзор осуществляет Ростехнадзор. В условиях поставленной задачи по либерализации контрольно-надзорной деятельности этого вполне достаточно.

Консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, других государственных органов и институтов гражданского общества по созданию благоприятных условий развития национальной экономики, стратегических, национальных приоритетов, как это определено Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, Федеральным законом «О безопасности» возможно на основе развития партнерских отношений.

Вместе с тем, необходимо усилить взаимодействие саморегулируемых организаций и их членов с органами управления национальных объединений и усилить контроль за их деятельностью, проводить ежегодную оценку деятельности органов управления национальных объединений в соответствии с установленными нормами права ГрК РФ и т.д. Сегодня надлежащий контроль за деятельностью национальных объединений отсутствует, что снижает эффективность их деятельности, соответствие нормам права, установленным ГрК РФ, Международными конвенциями.

Национальные объединения должны осуществлять свою деятельность независимо от органов государственной власти, местного самоуправления. Любые попытки вмешательства органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность национальных объединений должны пресекаться саморегулируемыми организациями и их членами.
К числу положительных решений вступившего в силу закона нужно отнести внесение изменений в отдельный законодательный акт - Федеральный закон от 26.10.2012 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ч. 2 ст. 131 «Конкурсная масса») - об исключении из имущества должника, составляющего конкурсную массу, средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций.

Однако, изменения не коснулись исключения средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций из конкурсной массы российских кредитных организаций при их банкротстве, что противоречит правовой логике, создает коррупционные риски, социальную напряженность, мешает эффективному развитию отрасли, противоречит основам гражданского законодательства в части обеспечения сохранности имущества, переданного на сохранение.

Неправильно установленный законом метод обеспечения сохранности средств компенсационных фондов создает условия для финансовых хищений в банках. Годы турбулентности в банковской сфере показали, что это уже не просто юридические пробелы - это криминализация и коррупционные схемы.

Считаем необходимым внести аналогичные изменения в часть 2 статьи 191.91 «Конкурсная масса кредитной организации» вышеуказанного закона или иной нормативный правовой акт, подзаконный акт, в целях реализации части 8 статьи 55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона № 372-ФЗ от 03.07.2016), предписывающей для сохранения и увеличения размера средств компенсационного фонда возмещения вреда размещать и (или) инвестировать их в порядке и на условиях, которые установлены Правительством РФ.

Важно продолжить реализацию требований Национальной стратегией безопасности Российской Федерации и Федерального закона «О безопасности», определивших приоритетность предупредительных мер обеспечения безопасности. Введенные нормы права пока направлены на приоритет обеспечения формирования средств компенсационных фондов. Задача профессионального сообщества - через систему обязательных стандартов, изменений законодательства добиться системного решения реализации предупредительных мер обеспечения безопасности объектов капитального строительства.

Общество, государство, участники рынка должны быть уверены, что к выполнению работ на объектах капитального строительства допущены компетентные организации, способные безопасно выполнять работы, не причинять вред человеку, окружающей среде, государству.

Для этого необходимо установить требования к системе мер предупреждения вреда, позволяющих реализовать обеспечение безопасности и гарантировать предупреждение причинения вреда, допускать на рынок компании, соответствующие установленным требованиям. С этой целью внести изменения в п. 1 ст. 55.5 ГрК РФ, предписывающей разработку и утверждение в числе обязательных документов саморегулируемых организаций: «систему мер по предупреждению причинения вреда на объектах капитального строительства».

Закон отменяет необходимость получения свидетельства о допуске к работам на объектах капитального строительства. Тем самым снижаются требования к обеспечению безопасности. Это противоречит нормам Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, определившим безопасность человека - как высшую ценность.

Правоспособность осуществления организацией определенного вида деятельности на объектах капитального строительства должна документально подтверждаться и саморегулируемые организации должны нести ответственность за соответствие деятельности своих членов установленным требованиям.


Выводы:

Основному тренду развития рыночной экономики - коммерциализации успешно противодействует система саморегулирования строительной отрасли. Однако, ее необходимо совершенствовать. Для этого, в первую очередь, необходимо совершенствовать систему управления национальных объединений, устранить избыточный контроль за их деятельностью со стороны государства и дать возможность строительным организациям самим устанавливать правила регулирования рынка.

Во-вторых, закрепить на законодательном уровне обеспечение сохранности средств компенсационных фондов, размещенных в кредитных организациях, путем исключения этих средств из конкурсной массы банков при банкротстве; обеспечить приоритет предупредительных мер причинения вреда; правоспособность организации выполнять определенные виды деятельности (работы) должна подтверждаться соответствующим документом, выдаваемым саморегулируемыми организациями.


Ю.И. Мхитарян,
Председатель Общественного проекта
«За эффективную систему саморегулирования строительной отрасли»,
Помощник Председателя Комитета Госдумы РФ по земельным отношениям
и строительству А.Ю. Русских,
генеральный директор СРО Союз «СтройСвязьТелеком»,
д.э.н., академик Международной академии информатизации

Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru


Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?

Ответ:

В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, взнос в компенсационный фонд не возвращается, если не предусмотрено иное.
Под «иным» подразумеваются определенные случаи, описанные в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (в ред. ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ). В них сообщается, что строительная, инженерная, изыскательская СРО обязана вернуть организации или ИП, прекратившим членство в соответствующем партнерстве, уплаченные ими средства компфонда, в случае исполнения следующих условий:
1) получение допуска данного СРО к определенному виду или видам работ, исключенными 1 августа 2010 года из официального перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) отсутствие у лица допуска к другим видам работ (отсутствие иных видов работ в допуске СРО);
3) прекращение членства в данной СРО не ранее двух и не позже 6 месяцев со дня исключения отраженных в допуске видов работ из официального классификатора перечня (то есть с 1 сентября 2010 года по 1 января 2011 года).
Отметим, что только в случае исполнения всех трех вышеуказанных условий саморегулируемая организация обязана вернуть вышедшим из состава членам взносы в компенсационный фонд в полном объеме.
Для возврата денежных средств был отведен срок в размере не более 10 календарных дней после прекращения членства. День прекращения членства определяется днем регистрации заявления от ИП или юридического лица о выходе из состава СРО.
В связи с тем, что с отведенного для официального прекращения членства в СРО промежутка времени уже прошло несколько лет, данные основания представляются неактуальными.
Градостроительным кодексом определено лишь несколько допущений для осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Деньги могут быть возвращены если были ошибочно перечислены на счет СРО; перечислены для размещения средств компенсационного фонда СРО в целях его сохранения и увеличения; использованы для осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вернуть старый дизайн