Юрий Мхитарян о проекте поправок Минстроя: «Над этим документом необходимо работать дальше, не пренебрегая мнением экспертов»
29 апреля 2016 г. по инициативе Минстроя России началось публичное обсуждение законопроекта «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с целью совершенствования правового регулирования вопросов саморегулирования, которое завершится 17 мая 2016 г.
Однако, несмотря на высокую юридическую подготовку авторов, предлагаемые законопроектом нормы права недостаточно полно раскрывают ключевые понятия, содержат противоречия с конституционными нормами Российской Федерации, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими нормативно-правовыми актами, не учитывают положения по обеспечению безопасности капитального строительства в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ В.В. Путиным от 31.12.2015 г. № 683.
В законопроекте игнорируются технические и технологические особенности создания объектов капитального строительства с учетом отраслевой специфики. А между тем монтажные, пусконаладочные работы в транспортных системах, системах связи, атомной энергетике отличаются друг от друга требованиями к организации их деятельности, подготовке специалистов. Строительные компании специализируются по отраслевому принципу. А тот факт, что все строительные организации поставлены авторами законопроекта в один ряд, свидетельствует только о том, что над этим документом необходимо работать дальше, не пренебрегая мнением экспертов, профессионалов.
Законопроект только бы выиграл, если бы авторы связали предлагаемые нормы права с утвержденными нормативно-правовыми системообразующим актами. Профессиональное и экспертное сообщество предлагает авторам законопроекта доработать его и представить на обсуждение с учетом научного и общественного мнения, выраженного в предлагаемых ниже Основных положениях обеспечения безопасности капитального строительства, в которых отражены первоочередные проблемы, требующие первоочередного решения.
Основные положения обеспечения безопасности капитального строительства Российской Федерации
1. Основные положения направлены на реализацию Стратегии национальной безопасности Российской Федерации применительно к обеспечению безопасности объектов капитального строительства.
Настоящие основные положения призваны определить место безопасности капитального строительства в системе национальной безопасности Российской Федерации, механизм правового регулирования обеспечения безопасности капитального строительства, конкретизировать роль институтов гражданского общества – саморегулируемых организаций строительной отрасли в обеспечении безопасности капитального строительства и первоочередных проблем, от решения которых зависит эффективность саморегулируемых организаций строительной отрасли.
2. Место обеспечения безопасности капитального строительства в системе национальной безопасности Российской Федерации.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683) – базовый документ стратегического планирования, направленный на укрепление национальной безопасности Российской Федерации.
Безопасность капитального строительства – составная часть национальной безопасности Российской Федерации. Безопасность капитального строительства – состояние безопасности личности, гражданина, человека, обеспечение реализации конституционных прав и свобод гражданина Российской Федерации, человека, достойное качество и уровень их жизни, защищенность от всех угроз безопасности, предусмотренных Конституцией РФ и законодательством РФ при создании зданий, строений, сооружений.
В перечне видов национальной безопасности безопасность капитального строительства занимает особое место, обеспечивая информационную, энергетическую, электромагнитную, транспортную, технологическую и другие виды безопасности, закладывая их основы при проведении работ по изысканиям, проектированию, строительству объектов капитального строительства.
В перечне видов безопасности безопасность личности занимает приоритетное значение, является неотъемлемой частью прав и свобод человека, объявлена Конституцией Российской Федерации высшей ценностью, обязанностью государства, признается и гарантируется Российской Федерацией, определяет смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, обеспечивается правосудием.
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации, объекты капитального строительства неоднородны по своему назначению. В соответствии с законодательством рассматриваются объекты федерального, регионального и местного значения. Особое место занимают объекты капитального строительства федерального значения. Они находятся в ведении Российской Федерации, оказывают существенное влияние на обеспечение национальной безопасности, социально-экономическое развитие Российской Федерации.
Обеспечение безопасности объектов капитального строительства - важнейшая задача, независимо от их места в любой классификации, носит обязательный характер.
3. Механизм правового регулирования обеспечения безопасности капитального строительства.
Механизм правового регулирования – это система основных принципов и норм права, регулирующих отношения по обеспечению безопасности капитального строительства.
Обеспечение безопасности объектов капитального строительства возможно при применении следующих основных принципов правового регулирования:
Признание приоритетности мер обеспечения безопасности объектов капитального строительства.
Обеспечение прав каждого человека на безопасность.
Обеспечение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на обеспечение безопасности.
Обеспечение всех видов безопасности (государственной, информационной, экономической, электромагнитной, транспортной, энергетической и др.) при обеспечении безопасности объектов капитального строительства.
Отраслевой принцип формирования требований к объектам и процессам капитального строительства.
Недопустимость ограничения прав по обеспечению безопасности объектов капитального строительства.
Системность и комплексность применяемых мер обеспечения безопасности.
Анализ, прогнозирование и оценка угроз безопасности объектов капитального строительства.
Разработка и применение комплекса оперативных и долговременных мер обеспечения безопасности.
Применение специальных экономических мер обеспечения безопасности.
Создание благоприятных условий для обеспечения безопасности.
Обеспечение имущественной ответственности органов власти юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Организация эффективного взаимодействия органов власти с институтами гражданского общества в целях обеспечения безопасности.
4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и роль и институтов гражданского общества.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации устанавливает необходимость консолидировать усилия органов власти всех уровней управления и институтов гражданского общества по созданию благоприятных условий для реализации стратегических приоритетов Российской Федерации.
Стратегические национальные приоритеты Российской Федерации – это важнейшие направления обеспечения национальной безопасности всех видов, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Однако, до настоящего момента, такая задача по консолидации еще не решена.
Институты гражданского общества, участвующие в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации применительно к обеспечению безопасности капитального строительства – это саморегулируемые организации.
Саморегулируемые организации в строительной сфере – это некоммерческие организации, созданные в форме ассоциации (союза), основанные на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, регулирующих и контролирующих деятельность своих членов с целью обеспечения безопасности объектов капитального строительства для жизни и здоровья человека, гражданина Российской Федерации, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, обеспечения устранения угроз всем видам безопасности, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации при создании зданий, строений, сооружений.
Вопросы обеспечения безопасности жизни и деятельности человека, общества, государства и др. могут решаться только на обязательной основе.
Это связано с необходимостью соблюдения и защиты прав человека и гражданина на безопасность и других конституционных норм, обязательных к исполнению. Эти цели кардинально отличаются от цели получения систематической прибыли. Они могут быть достигнуты только на основе обязательности исполнения поставленных задач, установленных правил, процессов.
Получение систематической прибыли может быть достигнуто в процессе самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности. Она осуществляется на основе имущественной, организационной самостоятельности.
Безопасность – высшая социальная норма, достигаемая при обязательном выполнении правовых норм, установленных правил, которым должен строго руководствоваться субъект права, работающий на рынке.
Но нормы права сами по себе не выполняются. При осуществлении сложных видов деятельности, влияющих на безопасность, должен применяться организационный, экономический, правовой механизм для регулирования и контролирования отношений, направленных на выполнение установленных норм и правил поведения.
Достижение целей, направленных на обеспечение национальной безопасности при выполнении деятельности на объектах капитального строительства, может быть обеспечено саморегулируемой организацией только при условии обязательного членства в ней.
Независимо от того факта, что строительная отрасль продолжает оставаться наиболее травмоопасной, сложность деятельности по устранению угроз безопасности на объектах капитального строительства предъявляет специальные требования к квалификации работников, организации деятельности, контроля выполняемых видов деятельности. В связи с принципиальным отличием друг от друга видов деятельности на объектах капитального строительства, безопасность может быть обеспечена путем оценки способности устранять угрозы безопасности применительно к каждому виду деятельности с учетом ее особенностей.
5. Первоочередные проблемы обеспечения эффективности саморегулируемых организаций для решения Стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации применительно к безопасности капитального строительства.
Саморегулируемые организации строительной отрасли утверждают новую систему ценностей:
соблюдение и защита прав человека от угроз причинения вреда при выполнении работ на объектах капстроительства;
гарантирование безопасности при осуществлении деятельности на объектах капитального строительства;
соблюдение основополагающих конституционных норм и положений Федерального закона «О безопасности»;
утверждение системы ценностей социального государства;
обеспечение защищенности и устойчивости деятельности объектов капитального строительства;
ответственность субъектов права за свою деятельность;
реализация высоких стандартов предпринимательской, профессиональной деятельности и деловой этики;
защита интересов предпринимателей и государства;
укрепление доверия между органами власти и участниками строительной отрасли;
поддержка добросовестных предпринимателей и т.д.
Основными целями саморегулируемых организаций являются:
1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;
2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства [3].
Проблемы в действующей системе норм права, требующие своего первоочередного решения для реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации применительно к обеспечению безопасности капитального строительства:
Не обеспечена приоритетность мер, направленных на предупреждение причинения вреда, не разработаны требования к дополнительной имущественной ответственности для предупреждения причинения вреда, не реализованы требования Федерального закона «О безопасности» от 28.12.2012 г. № 83-ФЗ, основные принципы правового регулирования обеспечения безопасности капитального строительства. Убедиться, что организация правильно разработала и реализовала предупредительные меры безопасности, возможные только при реализации требований национальных стандартов ГОСТ Р 55048-2012 «Система менеджмента качества. Особые требования по применению ГОСТ Р 9001-2008 в строительстве» и других национальных стандартов, проведении работ по сертификации систем менеджмента.
Дополнительная имущественная ответственность возмещения причиненного вреда в виде компенсационных фондов стала барьером для входа организаций и индивидуальных предпринимателей на рынок, организации их деятельности в строительной отрасли, коррупционным фактором. Ограничения в области экономической деятельности (п. 13 ст. 7 ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ, ст. 1 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ).
Неправильно установлен метод обеспечения сохранности средств компенсационных фондов в российских кредитных организациях. Не обеспечено сохранение средств в банках при их банкротстве. Бенифициарными получателями выгоды от установленного метода стали собственники и менеджмент российских кредитных организаций (ст. 3 ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ).
Необходимо наделить Национальные объединения правом утверждения полного (с учетом снятия астерисков) Перечня видов деятельности, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, на которые организация-член саморегулируемой организации должна получать свидетельство о допуске, подтверждающее возможность их выполнения без причинения вреда.
Страхование, являющееся де-факто основным способом обеспечения имущественной ответственности, не признано де-юре. Саморегулируемые организации лишены возможности применения страхования как основного и достаточного способа обеспечения имущественной ответственности. Дополнительная имущественная ответственность в виде страхования гражданской ответственности, как показывает анализ деятельности саморегулируемых организаций, в 10, 15, 30 раз превосходит суммы, изъятые из оборота, по сравнению с суммами компенсационных фондов, обеспечивает надлежащую имущественную ответственность, соответствует нормам права, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации.
Не обеспечен отраслевой принцип формирования требований к объектам и процессам капитального строительства, организации деятельности отраслевых саморегулируемых организаций и их членов при выполнении видов деятельности на объектах капитального строительства.
Объекты капитального строительства, например, энергетических систем, ядерной энергии и систем связи кардинально отличаются друг от друга, что требует соответственно формирования саморегулируемых организаций по отраслевому принципу. Таким образом, будет обеспечено соответствие отраслевому принципу управления национальной экономикой. Строительство всегда рассматривалось как комплексная отрасль.
Введение системы саморегулирования строительной отрасли позволило существенно изменить управление строительной отраслью, повысить безопасность объектов капитального строительства.
Успешное реформирование может осуществляться только на основе реализации основополагающих положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О безопасности», Федерального закона «О противодействии коррупции», решения десяти первоочередных задач.
Консолидация усилий государственных и общественных деятелей, профессионального и экспертного сообществ, физических и юридических лиц позволит избежать ошибок, обеспечить безопасность объектов капитального строительства, реализовать Стратегию национальной безопасности Российской Федерации.
Ю.И. Мхитарян,
Председатель Общественного проекта
«За эффективную систему саморегулирования строительной отрасли»,
Помощник Председателя Комитета Госдумы РФ по земельным отношениям
и строительству А.Ю. Русских,
генеральный директор СРО Союз «СтройСвязьТелеком»,
д.э.н., академик Международной академии информатизации
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru