Юрий Мхитарян: Законопроект о СРО существенно уменьшает обеспечение безопасности в строительной отрасли
30 мая 2016 г. в Общественной палате Российской Федерации прошли «нулевые чтения» проекта федерального закона № 938845-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (в части совершенствования законодательства о саморегулируемых организациях в сфере строительства)». Все участники высказали единое мнение, что нововведения, предусмотренные в законопроекте о саморегулируемых организациях (СРО), приведут к негативным последствиям по обеспечению безопасности и качества на объектах капитального строительства развитию института саморегулирования в строительной отрасли.
В числе основных докладчиков по данной проблеме выступил член Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности, д.э.н., академик Международной академии информатизации Юрий Мхитарян. Ранее этот законопроект рассматривался на заседании Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности 18 мая 2016 г.
В своем докладе Юрий Мхитарян обосновал следующие выводы:
Страхование гражданской ответственности, являющееся на сегодняшний день наиболее экономичным и прогрессивным способом обеспечения дополнительной имущественной ответственности членов СРО, должно быть признано самостоятельным и достаточным способом обеспечения имущественной ответственности членов СРО.
Сохранность средств компенсационных фондов СРО в российских кредитных организациях должна быть обеспечена. В случае признания кредитной организации, в которой размещены средства компенсационных фондов СРО, несостоятельной (банкротом), указанные средства компенсационных фондов не подлежат включению в состав конкурсной массы такой кредитной организации, не направляются на погашение кредиторских требований иных лиц и подлежат возврату СРО во внеочередном порядке.
Безопасность объектов капитального строительства, обеспечение приоритетности предупредительности мер, направленных на предупреждение причинения вреда, могут быть обеспечены только при условии обязательного членства юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в составе СРО и наличии у организаций, выполняющих строительные работы, свидетельств о допуске к определенным видам деятельности (работам).
Саморегулируемая организация в строительной отрасли – это объединение юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в форме ассоциации (союза), основанное на обязательном членстве для обеспечения предупреждения причинения вреда, повышения качества работ на объектах капитального строительства, представления и защиты интересов ее членов.
Представляем вашему вниманию текст выступления Юрия Мхитаряна.
Предложенная Минстроем России реформа саморегулирования в строительной отрасли должна быть направлена на повышение безопасности объектов капитального строительства и эффективности деятельности саморегулируемых организаций. Цель строительных саморегулируемых организаций – предупреждение причинения вреда, повышение качества работ. Их деятельность регулируется 179 императивными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации. Но, основные правовые средства, применяемые саморегулируемыми организациями для предупреждения причинения вреда – это свидетельства о допуске к работам и перечень видов работ, влияющих на безопасность на объектах капитального строительства.
Возмещение причиненного вреда обеспечивается из средств компенсационных фондов, (сохранность которых в российских кредитных банках при их банкротстве государством до сих пор не обеспечена) и страхованием гражданской ответственности. Страхование по факту стало основной формой дополнительной имущественной ответственности для возмещения причиненного вреда. Размеры страховых покрытий многократно – в 10,20,30 и более раз превосходят размеры сформированных компенсационных фондов.
Саморегулируемые организации в комплексной строительной отрасли регулируют отношения в сфере безопасности объектов капитального строительства, недопущение предупреждения угроз всех видов безопасности, определенных Конституцией Российской Федерации, законодательством, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации.
Главные задачи, которые важно решить в строительной отрасли - повысить действенность предупредительных мер, снизить экономическую нагрузку, устранить необоснованные запреты, ограничения в экономической сфере. Основная экономическая и правовая проблема системы саморегулирования строительной отрасли – формирование компенсационных фондов, необеспеченность их сохранности государством в российских кредитных организациях и, по сути, бесполезность.
Решение этой задачи связано с применением страхования, как основной, самостоятельной формы дополнительной имущественной ответственности возмещения причинения вреда. Это позволит уйти от вывода достаточно больших для организаций денежных средств из оборота, смягчить накопившийся у участников рынка негатив в связи с необеспеченностью сохранности компенсационных фондов.
Поправки к проекту Федерального закона № 938845-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (в части совершенствования законодательства о саморегулируемых организациях в сфере строительства)» вызвали непонимание у большей части профессионального сообщества. Разработчиками предложено исключить из правовых средств регулирования перечень видов работ, влияющих на безопасность, свидетельства о допуске к работам, подтверждающие компетентность организаций, страхование имущественной ответственности, необходимость обеспечения безопасности по работам, не связанным с государственными или муниципальными заказами, создание еще одного компенсационного фонда.
Создается впечатление - забыто, что работы на объектах капитального строительства должны выполняться с учетом системы мер обязательного характера для устранения возможных угроз нарушения информационной, экономической, транспортной, энергетической, экономической, электромагнитной, механической безопасности, безопасности личности и т.д.
Совершенно очевидно, что реформа «сверху» пока не повышает эффективность института саморегулирования, снижает безопасность, повышает коррупционные риски, открывает простор для деятельности недобросовестных организаций.
Видимо, разработчиков не смущает, что каждый второй смертельный случай на производстве происходит в строительстве, что падают лифты, рушатся подъезды зданий. Что должно еще произойти, чтобы Федеральный закон «О безопасности» нашел практическую реализацию в нормах права, регулирующих отношения в строительной отрасли?
Безопасность – высшая ценность, охраняемая Конституцией Российской Федерации. Безопасность должна обеспечиваться всеми органами государственной власти, всеми субъектами права, независимо от их организационно-правовой формы и участия государства в их деятельности.
Саморегулирование – современная форма государственного регулирования экономикой. От ее эффективности, во-многом, сегодня зависит конкурентоспособность национальной экономики. В строительной отрасли саморегулирование во многом определяет безопасность объектов капитального строительства. Поправки к законопроекту существенно уменьшают возможности обеспечения безопасности в строительной отрасли.
Что мешает применять эффективные нормы права? Всему виной «камень преткновения» - определение «саморегулируемая организация строительной отрасли».
Определение (definition) – сущностное понятие логики, ключевое в формировании системы норм права. По Аристотелю, определение есть суть бытия, вещи, предмета, всего, что нас окружает.
Существующее определение (ч.17 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), как и предлагаемое разработчиками, противоречит ст.121 Гражданского кодекса Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, Федеральному закону «О безопасности».
Саморегулируемая организация в строительной отрасли – объединение юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, основанное на обязательном членстве для предупреждения причинения вреда, повышения качества работ на объектах капитального строительства, представления и защиты интересов ее членов. Никто не может быть лишен права на безопасность.
Нормы права должны повышать эффективность саморегулирования, несомненно. Что нужно для этого? Ускорить процесс передачи саморегулируемым организациям государственных функций. Повысить правоспособность института саморегулирования.
Разработанный законопроект существенно уменьшает возможности обеспечения безопасности объектов капитального строительства и влияние саморегулируемых организаций на процессы обеспечения безопасности при выполнении строительных работ.
Ю.И. Мхитарян,
Председатель Общественного проекта
«За эффективную систему саморегулирования строительной отрасли»,
Помощник Председателя Комитета Госдумы РФ по земельным отношениям
и строительству А.Ю. Русских,
генеральный директор СРО Союз «СтройСвязьТелеком»,
д.э.н., академик Международной академии информатизации
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru