Али Шахбанов: «К сожалению, поправки в законодательство разрабатываются в недрах Минстроя России и зачастую не учитывают мнения строителей»
В середине февраля Гильдия строителей СКФО организовала круглый стол на тему изменений законодательства в сфере строительства. В ходе мероприятия обсудили вопросы госзакупок и ценообразования в отрасли. Модератором встречи стал президент СРО «Гильдия строителей СКФО», член Совета Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Али Шахбанов.
Участниками круглого стола, который организовала СРО КСФО, стали представители министерства строительства и ЖКХ, министерства транспорта и дорожного хозяйства, министерства мелиорации и водного хозяйства, Комитета по государственным закупкам Республики Дагестан, генеральный директор Дагестанского регионального центра ценообразования в строительстве Магомед Шихабудинов, представители более 50 организаций – членов профессионального объединения.
Открыл встречу Али Шахбанов. Он обратил внимание участников на позитивные изменения в развитии строительной отрасли, связанные с формированием нового состава Правительства РФ и кадровыми изменениями в профильном министерстве. Помимо этого, он охарактеризовал состояние строительного комплекса республики, определил проблемные вопросы и пути решения:
«К сожалению, законодательство, регламентирующее строительную деятельность, меняется постоянно и непредсказуемо, причем поправки в законы разрабатываются в недрах Минстроя России, зачастую без учета мнения профессионального строительного сообщества. К примеру, в сфере жилищного строительства за полтора года уже приняты 26 поправок. Как итог – постоянное изменение измененных уже неоднократно законов.
По нашим оценкам в республике застройщиков, соответствующих требованиям закона, единицы. При этом к застройщикам предъявляются требования по опыту предшествующих работ, по наличию собственных оборотных средств и т. д. Поэтому многие застройщики испытывают проблемы при переходе на новую модель банковского финансирования с использованием эскроу-счетов. А это означает, что по мере завершения перехода на проектное финансирование строительства жилья, экономика Дагестана рискует потерять целый сектор жилищного строительства: будут банкротства застройщиков и строительных компаний, сужение рабочих мест, уменьшение ВРП, рост стоимости 1 м2 жилья и т. д. На рынок жилищного строительства в Дагестан, вероятно, придут застройщики из других регионов со своими представлениями о стоимости 1 м2 жилья и рентабельности предприятия.
Не секрет, что в государственных закупках маржинальность строительных работ зачастую становится не 12-15%, а сводится до 0-2%, что фактически обесценивает стоимость работ строительных компаний. Несмотря на это, подрядчики берутся за госзаказы для того, чтобы обеспечить заработными платами работников предприятия. Понижая расценки строительных работ, мы обеспечиваем системное обесценивание этих работ в ущерб качеству, срокам, новым технологиям. Необходимо совершенствовать планирование закупочной деятельности с тем, чтобы обеспечить равномерное по году проведение закупок и загрузку производственных мощностей производителей строительно-монтажных работ.
У нас достаточно большие проблемы с вопросом ценообразования. Уже ряд лет Минстрой России безуспешно занимается вопросами ценообразования в строительстве, переходит от одного метода оценки к другому. И до сих пор не принято однозначного решения. Сегодня вопросами ценообразования занимаются те, кто непосредственно размещают заказы, что, в принципе, не верно. Эти и другие вопросы, которые на ваш взгляд являются наиболее актуальными, мы хотим обсудить на круглом столе».
Доклад на тему изменений в сфере государственных закупок строительных работ по федеральным законам 44-ФЗ и 223-ФЗ представил генеральный директор СРО СКФО Запир Акаев. Он провел детальный анализ внесенных изменений в порядок проведения закупок, допуска на рынок услуг и поставки продукции потенциальных участников, повышения прозрачности проведения конкурентных процедур и многое другое.
Среди нормативных новшеств было названо решение о внесении изменений в закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с ними для реализации национальных проектов правительство России, региональные власти вправе утвердить перечни объектов капитального строительства, для которых могут применяться особые правила закупок. Так, предметом контракта может выступать одновременно подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий, сами работы по строительству, реконструкции или ремонту. Контракт в таком случае заключается с единственным поставщиком (подрядчиком).
«Проблема взаимоотношений заказчиков и подрядчиков, особенно в части исполнения государственного заказа, очень серьёзно влияет на сроки, качество, объёмы строительства, а правовое регулирование контрактной системы в строительстве остается нестабильным и недостаточно системным. При этом в силу закона СРО несёт имущественную ответственность перед заказчиками за исполнение членами объединения договорных обязательств. В Гильдии строителей в целях защиты ваших интересов созданы и действуют: Общественная инспекция по контролю в сфере закупок, Экспертный центр, квалифицированная юридическая служба. Обращайтесь и мы окажем вам содействие в решении возникающих проблем», – обратился к строителям Запир Акаев.
Об особенностях заключения и исполнения контрактов с начала 2020 года, рассказал генеральный директор компании Магомед Шихабудинов. Он подчеркнул, что и в России и в Дагестане до сих пор применятся старый, неприемлемый базисно-индексный метод формирования НМЦ контракта. В 2018 – 2019 годах в результате неправильного определения начальной (максимальной) цены значительная часть объявленных тендеров на закупку СМР, особенно на строительство линейных объектов, не состоялись по причине отсутствия участников торгов. Часть торгов прошли при участии единственного участника торгов. Это является показателем отсутствия конкурентной борьбы.
Кроме того, Магомед Шихабудинов осветил направления деятельности Дагестанского регионального центра ценообразования в строительстве и партнерской программе по оказанию комплекса услуг строительным организациям при подготовке к тендерным процедурам, в том числе по вопросам ценообразования и сметы контракта.
В завершение круглого стола, его участники поручили Али Шахбанову подготовить резюме мероприятия, а затем направить его в министерство строительства и ЖКХ и Правительство Республики Дагестан.
Ксения Иванова-Погребняк
Специально для Информационного портала "Все о саморегулировании" (Все о СРО)
www.all-sro.ru