Антон Мороз: «Небольшие региональные застройщики сегодня находятся в зоне риска»
Строительная отрасль пожинает последствия разразившейся пандемии. К началу мая строительство было полностью разрешено в 16 субъектах Российской Федерации. В 39 субъектах строительным компаниям разрешено осуществлять свою деятельность при соблюдении введенного на территории региона пропускного режима. В 28 субъектах строительство объектов ограничено. Здесь продолжают работу только те организации, которым по решению регионального органа исполнительной власти разрешено продолжать вести свою деятельность при соблюдении мер противоэпидемической безопасности. О ситуации в отрасли рассуждает вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз.
В Москве и Московской области проведение строительных работ было запрещено за небольшими исключениями, перечень которых с 6 мая был расширен, а с 12 мая к работе вернулись все строительные организации данных регионов.
«Казалось бы, что это небольшой период простоя, но негативные последствия, как экономические, так и эпидемиологические, наблюдаются уже сегодня: сократились оборотные средства компаний, начались задержки выплаты заработной платы. Кроме того, часть рабочих за это время заразились новой коронавирусной инфекцией, потому как находились в закрытых общежитиях и хостелах, где установить жесткий контроль за передвижениями было невозможно.
В настоящее время эти работники, в большинстве своем мигранты, находятся на лечении или в изоляции, а компаниям с 12 мая придется дополнять состав рабочих бригад и увеличивать расходы на ФОТ», – отмечает вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз.
Стоит отметить, что уже в начале апреля Национальное объединение строителей и профессиональное сообщество выступали за разрешение строительным организациям продолжать работу при соблюдении мер противоэпидемической безопасности. Для этих целей НОСТРОЙ совместно с Минстроем России и Роспотребнадзором разработал Методику проведения мероприятий, направленных на профилактику распространения COVID-19, позволяющую соблюсти необходимые меры безопасности на стройках.
Таким образом можно было бы минимизировать и экономические, и эпидемиологические риски. Сегодня организация строительных работ по этой Методике поддержана властями Москвы и Московской области и обязательна к применению строительными организациями.
«Что касается вопроса о введении моратория на возбуждение дел о банкротстве, отмечу, что согласно Постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2020 года №428, он действует только в отношении организаций из наиболее пострадавших отраслей экономики, а также системообразующих, градообразующих и стратегически важных. Таким образом, если строительная организация, у которой в текущем моменте или в краткосрочной перспективе возникают финансовые проблемы, не относится к таковым, она может войти в процедуру банкротства. Но это, безусловно, крайняя мера. Все-таки речь идет о рабочих местах и завершении строительства объектов», – полагает вице-президент НОСТРОЙ.
Органы государственной власти всех уровней проводят мониторинг финансового состояния бизнеса и принимают меры по недопущению банкротства компаний.
В отношении рынка жилищного строительства анализ состояния застройщиков ведет и Минстрой России, и госкорпорация ДОМ.РФ, и ППК Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства, и региональные уполномоченные органы по надзору за этим сегментом. Помимо этого десятки общественных организаций и рабочих групп осуществляют общественный контроль за долевым строительством.
«Сообща должны быть приложены все усилия по сохранению текущего количества застройщиков в стране и обеспечению завершения проектов.
Да, многие объекты будут введены позднее, чем предполагалось. Но небольшая отсрочка лучше, чем банкротство, тем более, что введен мораторий на применение штрафов за несвоевременный ввод объекта в эксплуатацию. В текущих обстоятельствах в достижении этой цели как никогда высока роль региональных властей», – рассуждает Антон Мороз.
По мнению эксперта, в зоне риска небольшие региональные застройщики, реализующие проекты по 10-20-50 тысяч квадратных метров в год. Они не относятся ни к одной из категорий бизнеса, на которых распространяются масштабные меры поддержки. Поэтому власти субъектов должны сегодня разрешить работать этим организациям и оказывать необходимую поддержку. Этот вопрос лежит даже не столько в экономической плоскости, сколько в социальной.
Для его сохранения спроса на жильё государство уже предприняло ряд правильных мер: введена льготная ипотечная программа 6,5%, программа выкупа жилья у застройщиков для решения социальных задач, прорабатывается вопрос о снижении процентной ставки по кредитным продуктам для застройщиков.
Тем не менее, по мнению представителей профессионального сообщества данные меры необходимо расширить.
Во-первых, необходимо и дальше повышать доступность ипотечных кредитов – продолжить снижать размер ипотечной ставки с учетом понижения ключевой ставки ЦБ РФ, снизить размер первоначального взноса для всех заемщиков до минимально возможной величины, а для отдельных категорий – до нуля. Необходимо простимулировать граждан, которые планируют покупку жилья в краткосрочной перспективе, чтобы они это сделали сегодня.
Во-вторых, расширить программу по выкупу жилья у застройщиков в объектах высокой степени готовности. Есть риск, что сегодня эта мера коснется только крупных региональных застройщиков. Но поддержка необходима всем без исключения, для небольших компаний она даже важнее. Критерии отбора для данной программы должны быть для объектов, а не для застройщиков. Если объект соответствует запросу, выкуп должен быть совершен. Объем финансирования также должен быть увеличен.
В-третьих, государственные институты не должны становиться препятствием притока денег в рынок. Работу МФЦ по всей стране надо наладить таким образом, чтобы каждый заявленный ДДУ был зарегистрирован в установленные законом сроки. По состоянию на 6 мая бесперебойная работа МФЦ отмечена лишь в 43 субъектах РФ, в 35 ограничен перечень услуг, а в 6 субъектах МФЦ вовсе не работают.
В-четвертых, принять пакет налоговых и арендных каникул по ряду налогов застройщиков. Ввести временное освобождение от уплаты налога на имущество в отношении не реализованных объектов недвижимости после ввода в эксплуатацию многоквартирных домов, построенных в рамках Федерального закона № 214-ФЗ. Снизить размер государственной пошлины на регистрацию права собственности застройщика на нереализованные квартиры после ввода объекта в эксплуатацию, построенного в рамках данного ФЗ.
Также важно расширить и распространить на строительные организации меры поддержки, утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 19 марта 2020 № 670-р и Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 № 439 в части отказа от взимания арендной платы за пользование земельными участками и иным недвижимым имуществом, которые используются в целях жилищного строительства на период действия режима повышенной готовности и введенных ограничительных мер (включая земельные участки и иное недвижимое имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности). Причём желательно, чтобы это были не отсрочки платежей, а их отмена на период действия режима повышенной готовности.
В-пятых, рассмотреть возможность снижения стоимости проектного финансирования для застройщиков, размещающих средства граждан на счетах эскроу, до 5,5% за счет субсидирования недополученных доходов банков за счет средств бюджета.
По мнению вице-президента НОСТРОЙ, оперативная и масштабная реализация этих мер позволит рынку жилищного строительства сохранить темпы реализации проектов и показать достойный результат в достижении показателей Национального проекта.
Ксения Иванова-Погребняк
Специально для Информационного портала "Все о саморегулировании" (Все о СРО)
www.all-sro.ru