Большим данным – свой кодекс!
Недавно состоялось важное событие для участников рынка данных – был подписан Кодекс этики, который установит принципы работы со всеми видами данных. По мнению разработчиков, документ станет основой для саморегулирования отрасли. Информацией об этом делится профессиональное объединение.
Крупнейшие российские компании, входящие в Ассоциацию больших данных, подписали Кодекс этики. Он устанавливает принципы работы со всеми видами электронных данных. Мероприятие состоялось 12 декабря в Центре Международной Торговли в рамках Недели российского интернета (RIW 2019).
Положения нового отраслевого акта саморегулирования распространятся на оборот всех типов данных для присоединившихся компаний и организаций. Кроме того, Кодекс должен послужить прототипом для регуляторных инициатив и сформулировать правила поведения всех компаний, работающих с данными.
Как отмечают в Ассоциации больших данных, понятные и прозрачные принципы работы с данными стали итогом совместной работы лидеров отрасли, государства и гражданского общества. Положения нового отраслевого акта саморегулирования распространятся на оборот всех типов данных для присоединившихся компаний и организаций.
Первыми поддержали Кодекс крупнейшие российские компании. Свои подписи на документе оставили представители таких компаний, как: Газпром-медиа холдинг, Яндекс, МегаФон, Тинькофф Банк, Сбербанк, Газпромбанк, oneFactor, Группа QIWI, Mail.ru Group, Группа ВТБ, ВымпелКом, Ростелеком, МТС, а также Аналитический центр при Правительстве РФ.
В торжественной церемонии подписания Кодекса этика приняли участие представители организаций-разработчиков документа: президент Ассоциации больших данных Анна Серебряникова и председатель Правления Института развития интернета Сергей Петров.
Каковы цели Кодекса этики использования данных?
- Закрепить основные принципы взаимодействия заинтересованных лиц – государства, граждан, бизнеса.
- Создать базу для последующих регуляторных инициатив в области данных.
- Сформулировать универсальные правила, определяющие границы допустимого поведения для всего профессионального сообщества.
Согласно замыслу инициаторов разработки Кодекса, положения документа станут основой для саморегулирования участников рынка данных при их взаимодействии с гражданами, юридическими лицами, государством и между собой. Документ распространяется на работу со всеми разновидностями данных: от пользовательских до промышленных.
Кодекс включает в себя принципы профессиональной этики при сборе, обработке и использовании данных. Также он предполагает создание и ведение Реестра добросовестных участников. Положения Кодекса призваны стать базой для создания реально действующих законодательных инициатив в области регулирования, так как разработаны самими участниками оборота данных, которые хорошо понимают рынок, знакомы с возможными сценариями использования технологий в будущем.
Неотъемлемой частью Кодекса является «Белая книга», в которой собраны примеры ответственного поведения в отношении обращения с данными. Книга должна стать ориентиром для участников рынка и оказать позитивное влияние на развитие отрасли в целом. Постоянное ведение и обновление «Белой книги» будет способствовать внедрению лучших бизнес-практик в сфере использования данных.
Так прокомментировала событие Анна Серебряникова: «Уникальность Кодекса состоит в том, что крупнейшие компании рынка данных решили, что этот документ нужен, разработали его и, более того, добровольно приняли на себя обязательства соблюдать все положения. Кодекс — это живой документ, он состоит не только из свода принципов и «Белой книги», но и из ежедневной работы по совершенствованию регулирования и выработке новых подходов к технологическим инициативам. Для ведения этой работы в рамках Кодекса создается совет по этике работы с данными, он будет определять перечень добросовестных практик, наполнять «Белую книгу» конкретными примерами. Совет призван обеспечить постоянную актуальность тех принципов и правил, изложенных в документе, которые применяются в России. Также в рамках Кодекса мы создаем Реестр добросовестных участников рынка данных, туда включаются, в первую очередь, те, кто уже поддержал Кодекс, но мы будем рассматривать заявки от всех, кто захочет присоединиться к инициативе и показать свое добросовестное отношение к рынку данных и его участникам. Для бизнеса добросовестность — это не пустые слова. Крупнейшим игрокам, которые инициировали работу по созданию Кодекса, важно, чтобы их клиенты, люди, для которых работают эти компании, доверяли тем, кто оказывает им услуги и продает товары. Поэтому добросовестность крупных российских интернет-игроков, финансовых компаний, передовых банков или телеком-операторов для них означает прежде всего доверие клиентов. Это то, ради чего мы все работаем».
Координационным центром Совета по совершенствованию практик работы с данными станет Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, в совет также войдут представители других государственных организаций.
«Создание Кодекса этики является важной вехой для отечественной индустрии данных. Ведь, как показывает практика, лучше всего применяются и соблюдаются те нормы и принципы, которые выработаны самими участниками отношений. Работа над Кодексом велась при учете интересов всех вовлеченных сторон: бизнеса, государства и общества, поэтому особенно важно отметить консенсус, который был достигнут в представленной версии документа. Однако это не означает, что работа окончена, цифровой мир динамичен, появление новых технологий, алгоритмов потребует реакции. Мы создали «живой» документ, который будет обновляться и дополняться с разумной периодичностью», – подчёркивает Сергей Петров.
«Можно только приветствовать инициативу бизнеса к саморегулированию в области данных, так как стремительное развитие современных технологий требует такой же незамедлительной реакции в области защиты прав граждан при их внедрении и использовании. Подобные инициативы позволяют государству искать оптимальные и эффективные механизмы регулирования, позволяющие сбалансировать сложившиеся деловые практики и интересы граждан, и построенные на диалоге государства бизнеса и общества. Выработанные в результате такого диалога подходы, принципы и конкретные решения могут затем лечь в основу государственного регулирования, в том числе и стать законами», — отметил Леонид Левин, депутат Государственной Думы РФ, Председатель Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи.
Стоит отметить, что Кодекс этики использования данных будет открыт для новых участников, готовых поддержать декларируемые принципы и нормы. Актуальная версия документа будет размещена на сайте Аналитического центра при Правительстве РФ в специальном разделе. Там можно будет найти информацию о порядке присоединения, найти текущий состав Реестра участников Кодекса и Совета по совершенствованию практик работы с данными.
Ксения Иванова-Погребняк
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru