Что предусматривает Концепция совершенствования механизмов саморегулирования?
В ДокладеМинэкономразвития о состоянии саморегулирования в России проведен анализреализации Концепции совершенствования механизмов саморегулирования. Подробнееоб этом читайте в нашей статье.
Концепциясовершенствования механизмов саморегулирования
Согласно поручению Президента Российской Федерации распоряжениемПравительства № 2776-р от 30 декабря 2015 года утверждена Концепциясовершенствования механизмов саморегулирования.
В Минэкономразвития отметили, что основной цельюсовершенствования механизмов саморегулирования является формирование единойэффективной общегосударственной модели саморегулирования. Такая модель должна определитьсвои цели и задачи, а также позволить использовать ее потенциал для повышениякачества товаров (работ, услуг) субъектов предпринимательской ипрофессиональной деятельности.
В Концепции предусматриваются следующие основные направленияреформирования системы саморегулирования:
- уточнение общеправовых основ института саморегулированияв Российской Федерации;
- совершенствование механизмов обеспеченияимущественной ответственности субъектов саморегулирования перед потребителями;
- урегулирование вопросов деятельностиНациональных объединений СРО;
- совершенствование стандартизации деятельности всистеме СРО;
- повышение эффективности осуществления контроляСРО за предпринимательской и профессиональной деятельностью членов;
- разработка комплекса мер, направленных наусиление ответственности СРО в случае нарушения ими обязательных требований,совершенствование нормативного правового регулирования вопросовадминистративной ответственности за нарушения обязательных требований,выявленных при осуществлении государственного контроля (надзора) за СРО;
- усиление стимулов для создания и развития СРО сдобровольным участием.
По данным Минэка, сегодня вне зависимости от отраслевойспецифики в большинстве сфер, для которых законодательно закреплено требованиеоб обязательном членстве в СРО, наблюдается ряд объективных недостатков. Так, срединедостатков отдельных элементов института саморегулирования, связанных сдостижением целей Федерального закона № 315 «О саморегулируемых организациях»,в Концепции выделяются следующие:
1. Недостаточно эффективное выполнение функции по выработкеотраслевых стандартов деятельности, возложенной на институт СРО.
2. Неэффективность существующих механизмов обеспеченияимущественной ответственности субъектов саморегулирования перед потребителями,неразвитость практики работы с жалобами и внесудебного урегулирования споров,низкая информированность потребителей товаров, работ, услуг о возможностях ипреимуществах СРО.
3. Недостаточная эффективность контроля СРО за соблюдениемчленами СРО установленных требований.
4. Невысокая эффективность государственного контроля(надзора) за деятельностью СРО и уровень разработанности правовых механизмовответственности СРО.
Согласно Концепции существующие модели саморегулирования собязательным членством должны быть скорректированы с учетом актуализированныхединых правовых основ деятельности СРО в Законе № 315 и установленных им возможныхотраслевых особенностей. Для достижения поставленной цели Министерство предлагаетрешить следующие задачи:
1) определение общих правовых основ институтасаморегулирования в Российской Федерации;
2) приведение отраслевого законодательства о СРО всоответствие с общегосударственной моделью саморегулирования;
3) повышение эффективности осуществления государственногоконтроля (надзора) за СРО и усиление ответственности СРО в случае нарушения имиобязательных требований;
4) усиление стимулов для создания и развития СРО сдобровольным участием.
В соответствии с распоряжением Правительства РоссийскойФедерации № 2776-р от 30 декабря 2015 года реализация Концепции планировалась в3 этапа. Первый этап проходил в 2016 году, его основная цель заключалась в том,чтобы на законодательном уровне обеспечить принятие общегосударственной моделии осуществление эффективного контроля, в том числе:
- установление общих принципов саморегулирования(внесение изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»);
- приведение в соответствие отраслевогозаконодательства Российской Федерации, установление особенностей регулированиядеятельности саморегулируемых организаций в отдельных отраслях;
- установление на законодательном уровне основанийи порядка передачи государственных функций саморегулируемым организациям сдобровольным членством в целях создания стимулов для развития добровольногосаморегулирования.
Второй этап пришелся на 2017 - 2018 годы. В этот период основнаяцель относилась к обеспечению эффективного функционирования трехуровневоймодели, развитие добровольного саморегулирования, в том числе:
- разработка необходимых подзаконных актов иметодических документов, обеспечивающих передачу государственных функцийсаморегулируемым организациям с добровольным членством;
- мероприятия, направленные на информированиезаинтересованных лиц о преимуществах саморегулирования в целях дальнейшегостимулирования добровольного саморегулирования.
Заключительный еще не окончен. Он был начат в этом году, егозавершение запланировано на 2020 год. Основная цель третьего этапа заключается в сближении моделей обязательногои добровольного саморегулирования и делегирование полномочий саморегулируемыморганизациям с добровольным членством, в том числе проведение в рамкахустановленных процедур оценки эффективности деятельности отдельных СРО завыбранный временной период в целях принятия решений о передаче государственныхфункций.
Поправки в Федеральныйзакон № 315 «О саморегулируемых организациях»
В рамках первого этапа реализации Концепции Минэкономразвитияразработало и внесло в Правительство проект федерального закона «О внесенииизменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации». Поправки направлены на установлениеединых правовых основ деятельности СРО.
Среди основных новелл законопроекта можно выделить следующие:
1. Установлена трехуровневая система саморегулирования:
- члены СРО;
- СРО;
- Национальные объединения СРО.
При этом членство в Нацобъединении, согласно законопроекту, являетсядобровольным. За их деятельностью будет осуществляться государственный контрольуполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти.
2. Законопроектом предлагается закрытый перечень случаев,допускающих установление в рамках отраслевого законодательства особенностейосуществления СРО в соответствующих отраслях своей деятельности.
Закрытый перечень установлен также в отношении сфер,предусматривающих обязательное членство в СРО. Кроме того, не допускаетсявведение режима «обязательного саморегулирования» в отношении деятельности попроизводству и реализации продукции, а также по оказанию посреднических услуг.
В отношении некоммерческих организаций, имеющих статус СРО,законопроектом допускается реорганизация в форме присоединения.
3. Касательно стандартов деятельности СРОсущественным является деление их в зависимости от принявшего органа нафедеральные и стандарты, разрабатываемые непосредственно самими СРО. Такжеважным фактором является определение в рамках законопроекта содержаниястандартов деятельности СРО.
4. Кроме того, законопроект вводит институт «признаниядеятельности СРО», аналогов которого в действующем законодательстве осаморегулировании не имеется.
Согласно законопроекту заключение соглашения о признаниирезультатов деятельности СРО допускаетсяв случае, если предмет контроля саморегулируемой организации за деятельностьюсвоих членов, профессионального обучения, повышения квалификации, аттестацииработников членов саморегулируемой организации идентичен предметугосударственного контроля. Указанный институт отвечает сущности институтасаморегулирования, поскольку предусматривает непосредственное взаимодействиечастных и публичных структур в рамках решения соответствующих вопросов.
5. Существенной новеллой законопроекта являетсявнесение норм, регламентирующих порядок осуществления СРО контроля задеятельностью своих членов, в том числе определение сроков, оснований ипериодичности проведения СРО контрольных мероприятий в отношении своих членов. Такжезаконопроектом регламентирован порядок применения СРО мер дисциплинарноговоздействия.
6. В части вопросов обеспечения имущественнойответственности законопроект устанавливает в качестве обязательного и основногоспособа обеспечения имущественной ответственности СРО и членов СРО формированиекомпенсационного фонда.
Существенной новеллой является также установление по общемуправилу солидарной ответственности СРО по обязательствам своих членов.Солидарная ответственность, в отличие от субсидиарной, дает кредитору правовыбора должника по исполнению обязательства: СРО и (или) ее члена. В случае,когда обязательство исполнено СРО, у нее появляется право регрессноготребования к своим членам за вычетом доли, падающей на нее.
В Минэке полагают, что имущественная ответственность СРО пообязательствам своих членов позволит изменить существующий в системе формальныйподход к стандартизации деятельности и контролю за ее осуществлением со стороныСРО.
7. Законопроект расширяет возможности дляиспользования информационно-коммуникационных технологий в работе органовуправления СРО.
В Минэкономразвития подчеркнули, что по состоянию на 1января 2019 года предусмотренные Концепцией мероприятия по реформированиюзаконодательства о саморегулировании не реализованы.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru