1. Главная
  2. Статьи
  3. ФАС призвала учесть мнение отраслевой СРО при принятии поправок в закон «О железнодорожном транспорте»
Статьи

160

ФАС призвала учесть мнение отраслевой СРО при принятии поправок в закон «О железнодорожном транспорте»

 ФАС призвала учесть мнение отраслевой СРО при принятии поправок в закон «О железнодорожном транспорте» 6 июля в рамках парламентских слушаний замруководителя ФАС России Петр Иванов отметил, что поправки, регулирующие деятельность операторов железнодорожного транспорта, необходимо рассматривать с учетом позиции действующей отраслевой СРО. Соответствующая информация отражена в стенограмме, размещенной на сайте Совета Федерации.

В первой половине июля состоялись парламентские слушания на тему «О реализации долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года». В них принял участие заместитель руководителя ФАС России Петр Иванов. Раскрывая позицию антимонопольщиков по законопроекту, регламентирующему деятельность железнодорожный операторов, спикер призвал депутатов не торопиться с рассмотрением поправок и прислушаться к мнению саморегулятора.

«В настоящее время в Российской Федерации единственной саморегулируемой организацией на железнодорожном транспорте является Союз участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава, в связи с чем представленный законопроект необходимо рассматривать с учетом позиции саморегулируемой организации по данному вопросу», - отметил Петр Иванов.

О чем поправки?

В июне сенаторы Совета Федерации внесли в Госдуму проект федерального закона, который регламентирует деятельность операторов железнодорожного транспорта. Как отметили авторы поправок, проект призван урегулировать отдельные технологические вопросы организации перевозочного процесса в условиях частного парка вагонов. Так, в документе раскрыты следующие вопросы:

1. Вопросы правового статуса оператора железнодорожного подвижного состава как единственного лица, оказывающего услуги по предоставлению вагонов под перевозки грузов.

«Ранее … именно перевозчик владел вагонами и оказывал не только услуги по перевозке, но и услуги по предоставлению вагонов для перевозки (подавал свои вагоны под погрузку). В настоящее время услуга по предоставлению вагонов под перевозки грузов осуществляется операторами железнодорожного подвижного состава. … При этом федеральные законы в области железнодорожного транспорта содержат только понятие «оператор железнодорожного подвижного состава», не определяя обязательств оператора в организации перевозки. Все обязанности законодательно сохраняются за перевозчиком», - говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Проект федерального закона направлен на уточнение указанных моментов. Оператор предоставляет вагоны грузоотправителям или грузополучателям по договору, несет ответственность за техисправность и коммерческую пригодность своего имущества (вагонов, контейнеров). При этом операторская деятельность не является публичной. В то же время, так как именно операторы обеспечивают перевозку вагонами, а услуги перевозки железнодорожным транспортом общего пользования являются публичными, операторы должны осуществлять свою деятельность по единым стандартам. Для этого предлагается законодательно установить основные обязанности операторов и закрепить, что правила оказания услуг по предоставлению вагонов под перевозки утверждаются Правительством Российской Федерации.

2. Отдельные технологические вопросы организации перевозочного процесса в условиях профицита частного парка вагонов.

Отмечается, что в 2020 году профицит вагонов составил уже 226 тысяч вагонов, сегодня в производственном процессе непосредственно задействовано только 73% от рабочего парка. А парк грузовых вагонов превышает предельно допустимые технологические параметры заполнения станционных путей на 132 тысячи вагонов. Это негативно влияет на эксплуатационные и экономические показатели работы железных дорог и приводит к потере скорости на отдельных участках, снижению производительности рабочего парка.

В связи с этим авторы поправок рекомендуют предусмотреть в Федеральном законе «О железнодорожном транспорте» методику для расчета парка грузовых вагонов, который требуется для обеспечения перевозок с учетом возможностей инфраструктуры. Также предлагается закрепить право перемещения пустых грузовых вагонов не только с припортовых железнодорожных станций, но и иных железнодорожных станций сети, порядок определения которых устанавливается Правительством. Это улучшит эксплуатационную обстановку и не допустит локального дефицита подвижного состава во время пиковой погрузки.

3. Проблемы обеспечения вагонами отдельных категорий грузов (предоставление вагонов под перевозки зерновых грузов, проблемы с вывозом щебня).

Президент поручил Минтрансу совместно с Минпромторгом, Минсельхозом и заинтересованными организациями предотвратить возникновение локальных дефицитов грузовых вагонов, в том числе, повысив эффективность «оборачиваемости подвижного состава на железнодорожных путях общего и необщего пользования». В этой связи, чтобы всегда была возможность для вывоза отдельных категорий грузов, в том числе, сезонных грузов, законопроект предусматривает нормы об обеспечении операторами таких перевозок вагонами в порядке, определяемом актом Правительства.

4. Вопросы выполнения запроса-уведомления на перевозку порожнего грузового вагона.

Устав предусматривает, что перевозчик взимает с грузоотправителя или осуществляющей перевалку грузов организации соответствующий сбор:

  • за внесение изменений в принятые заявки, касающихся перераспределения перевозок грузов по железнодорожным станциям назначения,
  • за изменение железнодорожных станций отправления.

А за невыполнение принятой заявки перевозчиком с грузоотправителя взимается штраф. При этом положения «Устава ж/д транспорта», регулирующие перевозку грузов, применяются к отношениям, связанным с перевозкой не принадлежащих перевозчику пустых вагонов. В этой связи законопроект предлагает ввести аналогичную норму применительно к невыполнению запроса-уведомления на перевозку порожнего грузового вагона, а также установить сбор за внесение отдельных изменений в запрос.

5. Вопросы осмотра вагонов при приеме к перевозке и подаче под погрузку.

Правовое регулирование ответственности за техническое состояние вагонов, в основном, сохраняет принцип принадлежности вагонного парка перевозчику. Так, на перевозчика возложена обязанность предоставлять под погрузку технически исправные и пригодные для перевозки конкретного груза (в том числе промытые, продезинфицированные и т.д.) вагоны. Такая технология была применима к парку перевозчика, так как услуги перевозчика начинались с предоставления своих вагонов под перевозку грузов, то есть, с подачи под погрузку. Поэтому именно перевозчик отвечал за коммерческое и техническое состояние вагонов на этой стадии.

В условиях отсутствия у перевозчика вагонного парка основным для него является услуга по перевозке грузов и порожних грузовых вагонов, которая включает прием вагона к перевозке на железнодорожной станции отправления, доставку и выдачу на железнодорожной станции назначения. Отмечается что вопросы подготовки вагонов для погрузки, их исправности и пригодности под погрузку должны решаться между грузоотправителями и операторами железнодорожного подвижного состава. А порядок осмотра перевозчиком вагонов при приеме к перевозке должен включать не только критерии, но и перечень технических неисправностей, которые перевозчик может обнаружить.

«Это позволило бы сконцентрировать внимание перевозчика на стадию приема вагона к перевозке и на основное определение технической исправности вагона именно на этой стадии и далее в процессе перевозки, что будет способствовать безопасности и эффективности перевозки, а также снижению количества отцепок в пути следования. Кроме того, этот фактор влияет на увеличение сроков оборота вагонов и сроков доставки», - отметили авторы поправок.

Также необходимо отразить технологию процесса, учитывающую возможности перевозчика при проведении технического осмотра вагонов, во избежание претензий и споров.



Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вопрос:

Возможно ли привлечение к уголовной ответственности в соответствии со ст. 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство») строительной организации, если имеющееся у нее свидетельство саморегулируемой организации приостановлено по причине имеющейся задолженности по основным взносам СРО?

Ответ:

В силу п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 г. деятельность считается осуществляемой без лицензии (разрешения) и в тех случаях, когда действие лицензии (разрешения) приостановлено. Вместе с тем, для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ, наряду с приостановлением допуска необходимо также одно из следующих условий:

- преступник извлек доход в размере 1 000 000 руб. или выше;
- преступник причинил ущерб в размере 1 000 000 руб. или выше.

Таким образом, привлечение к уголовной ответственности возможно только в том случае, когда для этого имеются достаточные основания.

Вернуть старый дизайн