Игорь Юргенс о состоянии отечественной экономики
Президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс выступил с докладом на международном Форуме деловой элиты под эгидой корпорации РЭНД (RAND Business Leaders Forum). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.
В своем выступлении глава страховой СРО напомнил о том, что с 28 сентября власти Москвы рекомендовали столичным работодателям перевести как можно большее число сотрудников на удаленную работу.
“Пока мы не можем с уверенностью говорить о том, значит ли это, что страну ожидает повторное введение нерабочих дней и закрытие предприятий сферы услуг, но тенденция на усиление ограничений уже обозначена. Возможно, в осенний период удастся ограничиться введением точечных мер: когда на карантин отправляется не весь город, а отдельные коллективы, где выявлен случай заболевания. Также можно надеяться, что свой позитивный эффект окажет масштабная кампания по прививанию населения от сезонного гриппа, успешный запуск вакцины от коронавирусной инфекции, а также тот факт, что за весенний период система здравоохранения успела адаптироваться к новым условиям и не потребует повторных экстраординарных мер. Однако федеральное и региональные правительства прорабатывают и менее оптимистичные варианты развития событий”, - заявил в рамках своего доклада Игорь Юргенс.
Он отметил, что в марте, когда коронавирус был зафиксирован и в России, власти отреагировали достаточно быстро и в соответствии с мировыми стандартами.
“Первоочередной задачей стало наращивание мощностей в здравоохранении: увеличение коечного фонда в том числе за счет строительства новых больниц, выпуск дополнительных аппаратов ИВЛ, обеспечение населения средствами индивидуальной защиты. И мировая практика к этому моменту уже показывала, что введение строгих ограничительных мер дает время системе здравоохранения адаптироваться, не допуская перегруза системы из-за взрывного роста заболевших и снижая общее количество летальных случаев. Тем самым Россия, наряду с многими странами мира, поставила человеческую жизнь в приоритет перед экономическими задачами”, - считает глава ВСС.
При этом, как отметил Игорь Юргенс, был принят и ряд мер для поддержания российской экономики. Так,, для оперативной разработки антикризисных мер при Правительстве был создан Координационный совет по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции, который возглавил Премьер Михаил Мишустин.
“В свою очередь на базе Российского союза промышленников и предпринимателей также был создан Координационный совет РСПП по противодействию коронавирусной инфекции под председательством Александра Шохина. Координационный совет РСПП собирался еженедельно, работа велась по 15-20 секциям, посвященным различным отраслям бизнеса. Всего за период пандемии Советом было предложено Правительству для реализации более 700 различных мероприятий. Не все из предложенных мероприятий были реализованы, однако Правительство РФ, Министерство Финансов и Банк России приняли ряд предложений к реализации. По сравнению с другими крупными странами коммуникация между бизнесом и властью по антикризисным вопросам была выстроена более масштабно и оперативно”, - подчеркнул спикер.
По его словам, в результате Правительство решило отказаться от «вертолетных» денег населению в пользу целевой помощи ключевым предприятиям, а также наиболее незащищенным слоям населения. Так, прямую поддержку получили 600-700 системообразующих предприятий, чья роль была признана ключевой для экономики и которые обеспечивают занятость большого числа граждан.
Также докладчик отметил, что в России, как и в других странах, были задействованы три группы способов поддержки бизнеса со стороны правительства.
- Первый – это фискальный, заключающийся в снижении налоговой нагрузки. Эта мера была задействована в значительной степени – уплата ряда налогов была отложена до конца пандемии, - и позитивно оценена предпринимателями. Однако сегодня уже ведется обсуждение вопроса повышения ряда налогов для восполнения дефицита государственного бюджета – пока для сырьевых отраслей в части сверхдоходов.
- Второй механизм – это дерегулирование, снижение административной нагрузки на бизнес со стороны контрольно-надзорных органов. Пакет мер по данному направлению можно оценить как достаточно полный. Однако нельзя не отметить, что с отменой ограничительных мер контрольно-надзорные органы вернулись к исполнению своих обязанностей, и многие предприниматели указывали, что административное давление возобновилось и препятствовало активному восстановлению работы.
- Третий механизм – это прямые денежные вливания, помощь с инвестициями, помощь в поддержании уровня зарплат, льготные кредиты. Льготные субсидии были задействованы, но в довольно скромных объемах. Отдельно выделялась финансовая поддержка врачей, работавших в «красных зонах» (к сожалению, не всегда дошедшая до адресатов на местах по сообщениям отдельных медработников), и вполне популистская мера по поддержке семей с детьми в преддверие голосования по внесению изменений в Конституцию.
“По оценкам экспертов, из Фонда национального благосостояния, который составлял на момент начала пандемии около 12-14 трлн рублей, было использовано на поддержку предпринимателей не более 2,5-3 трлн. рублей. При этом, по мнению председателя Счетной палаты Алексея Кудрина, чтобы граждане и предпринимательское сообщество ощутило поддержку, стоило потратить до 7 трлн рублей”, - подчеркнул Игорь Юргенс.
По его словам, наиболее пострадавшим от пандемии можно с уверенностью назвать малый и средний бизнес. По данным мониторинга бизнес-омбудсмена Бориса Титова, к концу периода самоизоляции более половины предприятий малого и среднего бизнеса (53%) охарактеризовали свое положение как «катастрофическое». 62,2% опрошенных оценили шанс выживания своей компании в 50% и ниже. Уверенность в том, что они смогут продолжить работу, выразили 13,4% респондентов. При этом 55,1% отрицательно оценили меры поддержки со стороны федерального правительства. Положительно к мерам властей отнеслись 6,6%, скорее положительно — 21,2%.
“Среди основных проблем, с которым столкнулся малый и средний бизнес, 52,4% участников исследования назвали невозможность платить зарплату сотрудникам и налоги на оплату труда. На втором месте оказались сложности с оплатой аренды — 42,8%, а о систематических неплатежах со стороны контрагентов сообщили 39,1%.
Согласно оценкам международных экспертов, мировая экономика в 2020 году потеряет около 4,3%, а в 2021 вырастет, но только на 4,1%. Спад же российской экономики в этом году, как ожидается, составит от 4% до 8% ВВП. Таким образом, выход из кризиса скорее всего будет длительным по времени и непростым для участников процесса. Несмотря на сохранение в целом предложения на рынке, спрос уже серьезно просел вслед за снижением покупательской способности населения. Возможная вторая волна ограничений может усилить эти тенденции”, - считает докладчик.
Кроме того, как отметил глава ВСС, колебания и снижение цен на нефть привело к сокращению поступлений в бюджет, которое, по ряду оценок, может составить до 30%. В этой связи федеральный бюджет следующих трех лет сверстан с дефицитом. Очевидно, что для его восполнения будут приниматься дополнительные меры, в том числе связанные с ростом налогообложения, считает экперт.
“Помимо пандемии, которая повлияла на все мировые экономики, сегодня развивается еще ряд процессов, усугубляющих ситуацию. Один из таких процессов - торговая война между США и Китаем, которая может иметь малопредсказуемые последствия. Мы уже наблюдаем колебания на фондовых рынках. Если говорить о специфике международной ситуации в отношении России, свою негативную роль может сыграть введение новых санкций, которое сейчас обсуждается рядом европейских стран. В сочетании с последствиями пандемии, которые еще не до конца ясны, это может оказать на российскую экономику мультипликативный эффект, к этому нужно быть готовыми. Возвращаясь к тематике коронавируса, сегодня большинство стран продолжает принимать меры по борьбе с ним, однако пока статистика по новым заболевшим демонстрирует рост, и такие страны как Израиль или Великобритания уже возвращаются к локдауну. В России пока на высшем уровне идет обсуждение проекта Общенационального плана действий по выходу из кризиса. Правительство расширяет перечень крупных проектов с госучастием, находящихся на особом контроле государства. Госдума в свою очередь приняла в третьем чтении нормы, которые позволяют в 2020 году освободить вновь созданные организации малого и среднего бизнеса от налогов в связи с пандемией. Учитывая все вышеперечисленное, сейчас как никогда важны бережность и аккуратность в отношении рынка. Важно защитить его от чрезмерного внешнего давления, поддержать тех, кто в наибольшей мере зависим от временных дисбалансов. Отдельная задача - находить и запускать новые стимулы роста. Текущие вызовы очень серьезны, и мы должны быть к ним готовы”, - резюмировал Игорь Юргенс.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru