Итоги года глазами Комитета НОСТРОЙ. Как объединение сдерживало рост стоимости строительства?
Глава Комитета НОСТРОЙ поразвитию стройотрасли Эдуард Дадов подвел итоги работы, проделанной им и егоколлегами в 2021 году. Отчет о деятельности комитета был представлен в рамкахзаседания Совета Нацобъединения, прошедшего на минувшей неделе. Документразмещен на сайте НОСТРОЙ.
16 декабря в Великом Новгороде прошлозаседание Совета НОСТРОЙ. В нем принял участие Председатель КомитетаНацобъединения по развитию строительной отрасли и контрактной системы. В своемвыступлении он представил Отчет опроделанной работе за 2021 год.
Докладчик рассказал о Центрекомпетенции в ценообразовании и закупочной деятельности. Отмечается, что в неговходят 787 экспертов из 67 регионов России. С работой Центра уже знакомы 225саморегулируемых организаций или 97 800 членов СРО.
Далее Эдуард Дадов представилприоритетные направления деятельности в сфере ценообразования и закупок. Срединих оказались:
1. установлениезаработной платы рабочего 1 разряда;
2. принятиенорматива стоимости одного квадратного жилого помещения;
3. изменениезаконодательства;
4. мониторингцен на строительные ресурсы;
5. сметноенормирование;
6. работапроекта «Школа заказчика объектов капитального строительства»;
7. переходотрасли на ресурсно-индексный метод;
8. проведениерегиональных мероприятий;
9. популяризациястроительных профессий.
Зарплаты строителей
Как отметил докладчик, среднийпроцент роста утвержденной заработной платы для рабочего 1 разряда, занятого встроительстве, в 2021 году составил 10,42%.
Стоимость квадратного метра
Рассказывая о нормативахстоимости жилья, эксперт сообщил о том, что один квадратный метр жилого помещенияпо России, в среднем, вырос на 26,7% . Отмечается, что уже 15 регионов лидируютпо увеличению предельной стоимости норматива. В этих субъектах его ростпревысил 45%. Чтобы вернуть этот показатель к рыночным условиям, потребуется3,6 млрд рублей.
Изменение законодательства
Далее докладчик рассказал обизменении отраслевой законодательной базы. По его словам, более 50 проектовнормативных правовых актов уже было рассмотрено. Проводимая работа коснулась«Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 и плановый период до2035», а также Дорожной карты «Совершенствование правого регулирования в сферетранспортного строительства и практики применения внесенных изменений внормативно-правовые акты».
Рост цен на строительные ресурсы
По данным НОСТРОЙ, средний рост сметныхиндексов на примере объектов образования составил 17%. При этом отмечается, чтов 2022 году стоимость строительства и вовсе вырастет на 1,6 трлн рублей.
Проводимый мониторинг стоимостистроительных ресурсов и меры, принимаемые в связи с их удорожанием, позволилиустановить, что строители сэкономили 10 млрд рублей за счет заключения прямыхконтрактов с поставщиками металлопроката.
Напомним,металлурги приступили к обеспечению застройщиков металлом по прямым контрактамв связи с поручением Минстроя и Минпромторга. Данная мера призванаурегулировать рост цен на металл. Для ее реализации в конце декабря 2020 годана базе НОСТРОЙ была создана рабочаягруппа, которая принимает заявки от строительных компаний на металлопрокат.После сбора заявок НОСТРОЙ направляет их производителям металла - участникамрабочей группы: ПАО «НЛМК», ПАО «Северсталь», ПАО «ММК», ООО «ЕвразХолдинг»,ПАО «Мечел», ООО УК «ПМХ», ГК «Новосталь-М».
Также Эдуард Дадов рассказал отом, что власти ввели экспортные пошлины на вывоз лома с территории России.Мера призвана стабилизировать стоимость металлолома на внутреннем рынке.Отмечается, что это сырье задействовано в строительном процессе.
Напомним,в разработке находится проект Постановления Правительства, который вводитвременный запрет на экспорт лома. Согласно этому документу, Кабин намерен с 1января 2022 на полгода запретить вывоз лома и отходов драгоценных металлов стерритории России. Против данной меры активно выступает СРОломозаготовителей.
Далее докладчик напомнил оПостановлении Правительства №1315. Документ был принят, так как отсутствиевозможности для изменения стоимости строительного договора при росте цен наматериалы могло не только привести к несвоевременному выполнению подрядчикамивзятых на себя обязательств, но и к банкротству самих строительных организаций.Для минимизации таких рисков были утверждены Постановление Правительства РФ от09.08.2021 № 1315 и Приказ Минстроя РФ от 21.07.2021 № 500/пр.
Постановление Правительства №1315 допускает по согласованию сторон увеличение цены госконтракта настроительство, реконструкцию и капремонт, а также на проведение работ посохранению объектов культурного наследия. Такое изменение стоимости договора недолжно превышать 30%. Ранее для пересмотра цены контракта его первоначальнаястоимость должна была составлять 100 млн рублей. Постановление № 1315 снизилоэто значение до 1 млн рублей. Таким образом, теперь увеличить стоимостьконтракта до 30% можно, если его первоначальная цена составляла 1 млн рублей.Если стоимость контракта составляет более 100 млн рублей, то для ее пересмотрапотребуется проведение повторной экспертизы. Для этого введено соответствующееоснование для ее прохождения и срок для рассмотрения – 14 дней.
Изначально Постановление № 1315допускало пересмотр цены только по договорам, заключенным до 1 июля 2021 года.Однако позднее Правительство распространило этотмеханизм на госконтракты, заключенные до 1 октября 2021 года.
Приказ Минстроя № 500/пр «Овнесении изменений в Методику расчета индексов изменения сметной стоимостистроительства» вступил в силу 21 августа. В пункте 60 Методики указано, чтопересчет индексов производится после принятия регвластями соответствующеголокального нормативного документа, который учитывает результаты мониторингастоимости строительных ресурсов в регионе. В развитие этих актов во многихрегионах уже приняты локальные документы. Первым субъектом, выпустившимсоответствующее постановление, стала Белгородская область. Об этом событии подробнеенашему порталу рассказали местныечиновники.
Кроме того, докладчик напомнил оПриказе Минстроя № 728/пр. Документ позволяетпересмотреть стоимость договоров подряда, работы по которым были приняты после1 января 2021 года.
Сметное нормирование
Раскрывая деятельность Комитета,связанную со сметным нормированием, Эдуард Дадов привел следующие данные:
- более 50 тысяч сметных норм, в том числе 26,5тысячи актуализированных включает Проект ФСНБ-2021(в уровне цен 2021 года);
- 12 регионов сократят искусственный разрыв междусметной и рыночной стоимостью строительства;
- более 1 500 сметных норм, 700 нормативов ценыстроительства (НЦС) и 7 методик рассмотрено на площадке Научно-экспертного советаМинстроя России;
- 27 сметных норм от СРО и НОСТРОЙ по 6 видамработ находятся в проекте Плана Минстроя России по разработке (актуализации)сметных норм на 2022 год.
«Школа заказчика»
Еще одним приоритетным направлениемв деятельности Комитета является совместный проект НОСТРОЙ и Московскогогосударственного строительного университета (МГСУ), стартовавший в декабре 2021года. Речь идет об открытии «Школызаказчика объектов капитального строительства». Проект реализуется дляразвития кадрового потенциала строительной отрасли, повышения квалификациисотрудников государственных и муниципальных заказчиков, деятельность которыхвлияет на качество и безопасность строительства, в том числе для формированияновой компетенции в области информационного моделирования объектов. Послеобучения программе «Школы заказчика» его участники проходят независимую оценкуквалификации. Информация об этом вносится в единый федеральный реестр.Отмечается, что другие действующие программы обучения государственныхзаказчиков не имеют такой возможности.
Ресурсно-индексный метод
Согласно Плану мероприятий посовершенствованию ценообразования в строительной отрасли, в 2022 году долженпроизойти переход на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимостистроительства. В этой связи, как сообщил докладчик, 21 регион принимает участиев пилотном проекте по наполнению ФГИС ЦС.
Напомним, что ресурсно-индексныйметод предусматривает сочетание ресурсного метода с системой индексов наресурсы, используемые в строительстве. В тоже время действующий базисно-индексныйметод определения стоимости строительства основан на использовании системытекущих и прогнозных индексов по отношению к стоимости, определенной в базисномуровне.
Считается, что ключевыминструментом ресурсно-индексного метода выступает Федеральная государственнаяинформационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Этаинформационная система общего пользования в сфере ценообразования встроительстве. Она представляет собой площадку для взаимодействия государства,поставщиков, производителей, а также профессионального строительногосообщества. По словам Эдуарда Дадова, сегодня два региона являются лидерами понаполняемости ФГИС ЦС. На них приходится более 50% позиций сводной номенклатуры.
Таким образом, ФГИС ЦС являетсясвоего рода всероссийской платформой для рекламы поставщиков строительныхресурсов. Они размещают в ней собственные ценовые предложения. Отмечается, чтопубликуемая в системе информация о поставщиках является актуальной, а самовключение поставщика в реестр ФГИС ЦС демонстрирует его открытость инадежность. При этом Главгосэкспертиза планирует установить меры стимулирующеговоздействия для поставщиков, предоставляющих сведения. Речь идет об оптимизациипроцедур закупок в соответствии с законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru