Как оконфузился замминистра строительства и ЖКХ Юрий Рейльян. Стенограмма 363 заседания Совета Федерации ФС РФ
Информационный портал публикует стенограмму 363 заседания Совета Федерации, на котором был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» и оконфузился заместитель министра строительства и ЖКХ Юрий Рейльян:
«Двадцать пятый вопрос – о Федеральном законе «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» – докладывает Сергей Николаевич Лукин, член Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. Пожалуйста.
С.Н. Лукин, член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Воронежской области.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О саморегулируемых организациях». Федеральный закон направлен на устранение ряда выявленных в правоприменительной практике пробелов при осуществлении деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и национальных объединений саморегулируемых организаций.
Законом устанавливается механизм приобретения и прекращения саморегулируемой организацией права выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Существенной новеллой является установление обязанности саморегулируемой организации вести и бессрочно хранить дело каждого члена саморегулируемой организации, в состав которого будут входить документы, предоставляемые для приема в члены саморегулируемой организации.
Также федеральным законом вводятся положения о размещении на сайте сети Интернет сведений о выдаче члену саморегулируемой организации свидетельства о допуске к определенному виду работ, а также сведений о внесении изменений в данное свидетельство, что будет способствовать повышению открытости и прозрачности деятельности саморегулируемых организаций.
Помимо изложенного, федеральный закон наделяет орган надзора правом на обращение в суд с требованием об исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций. Введение данного права приведет к повышению ответственности саморегулируемых организаций.
Также федеральным законом вносятся изменения в статью 5520 Градостроительного кодекса, а именно расширяется перечень функций Национального объединения саморегулируемых организаций.
Принятие федерального закона в существенной мере приведет к повышению качества и безопасности объектов капитального строительства, недопущению на строительный рынок недобросовестных участников, созданию действенных механизмов ответственности участников строительного рынка за выполнение своих обязательств перед потребителями их услуг.
Имеются положительные заключения комитетов Совета Федерации по экономической политике, по конституционному законодательству и Правового управления Аппарата Совета Федерации.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить данный федеральный закон.
Председательствующий. Благодарю Вас, Сергей Николаевич.
Коллеги, вопросы.
Игорь Николаевич Чернышев, пожалуйста.
И.Н. Чернышев, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Томской области.
Спасибо. У меня вопрос к представителю Правительства. Есть же представитель Правительства?
Председательствующий. Да, в заседании участвует Юрий Угович Рейльян, заместитель министра строительства и жилищно-
коммунального хозяйства. Пожалуйста.
И.Н. Чернышев. Спасибо.
У меня вопрос такой: появляется ли в связи с этим ответственность СРО за своих нерадивых членов, которые или отказались от исполнения контракта, который они выиграли в результате открытого электронного аукциона, или выполнили его с несоответствующим качеством?
Ю.У. Рейльян, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Ответственность СРО в данном случае не изменяется этим законом, мы говорим об увеличении ответственности СРО перед нацобъединениями и усилении роли нацобъединений. А остальные положения Градостроительного кодекса не изменяются в этой части.
Председательствующий. Не изменяются, но ответственность-то несут СРО? По существу ответьте.
Ю.У. Рейльян. Да, конечно, они несут ответственность и сегодня, она установлена Градостроительным кодексом.
Председательствующий. Понятно.
Уточняющий вопрос, Игорь Николаевич? Да, пожалуйста.
Включите микрофон Чернышеву.
И.Н. Чернышев. Тогда, видимо, я что-то пропустил в законодательстве. А какую они ответственность несут сегодня, если член СРО отказался от исполнения контракта, который он выиграл в результате электронного аукциона (у нас в бюджетной сфере это нередко), или выполнил контракт с качеством, которое не соответствует требованиям?
Ю.У. Рейльян. У нас есть порядок дисциплинарной ответственности, есть гражданско-правовая… Если Вы о порядке распределения компенсационных фондов в виде ответственности говорите, то это другой вопрос. Сегодня установлена ответственность для нерадивых в виде гражданско-правовой ответственности.
Председательствующий. Да в чем, ответьте? Юрий Угович, Вы – заместитель министра, Вам сенатор задает вопрос по компетенции Вашей личной в сфере Вашей деятельности. Вы должны наизусть знать и отвечать, ночью разбуди Вас… Чего Вы нам общими фразами?.. Чего-то мямлите-мямлите. Во-первых, командирский голос вырабатывайте, раз Вы замминистра, во-вторых, отвечайте по существу заданного вопроса. Если не знаете – скажите.
Ю.У. Рейльян. Существует ответственность, я ответил с самого начала.
Председательствующий. В какой форме? Вот член СРО «кинул» людей, недостроил дом, появились обманутые дольщики. Какую он ответственность несет? Какую конкретно? Его в тюрьму посадят? К уголовной ответственности привлекут? Штраф на него наложат? Пожурят? В какой форме он несет ответственность?
Ю.У. Рейльян. У нас есть гражданско-правовая ответственность, ее видов несколько. Организация несет ответственность… Если не выплачена зарплата – уголовная ответственность, если не выполняются функции – гражданско-правовая ответственность, она устанавливается договором и всем остальным.
Председательствующий. Юрий Угович, мы не удовлетворены Вашим ответом. Сделайте, пожалуйста, выводы.
С.Н. Лукин. Можно мне?
Председательствующий. Да, пожалуйста.
С.Н. Лукин. За нанесенный ущерб, вред, который нанесет один из членов саморегулируемой организации, вводятся санкции, во-первых, в пределах компенсационного фонда, и, второе, на члена саморегулируемой организации может быть заведено уголовное дело, а дальше уже преследование по закону и суд определит меру наказания данной саморегулируемой организации. Потому что в части СРО, саморегулируемой организации, национального объединения только в пределах компенсационного фонда выносится решение о компенсации данного вреда. Но компенсационный фонд не всегда покрывает те издержки или убытки, которые наносят члены саморегулируемой организации.
Председательствующий. Антон Владимирович Беляков, пожалуйста.
А.В. Беляков. Спасибо. У меня короткий вопрос к представителю Правительства. У нас сама идея саморегулирования заключается в том, чтобы, как у новгородских купцов, если кто-то вдруг, будучи членом профессионального сообщества, не выполнил обязательства перед третьими лицами, и если он не смог эти обязательства выполнить, например, в результате судебного решения, то из компенсационного фонда, из общих средств саморегулируемой организации, идет, собственно, выплата этим третьим лицам. И так во всех саморегулируемых организациях, кроме строительства.
Национальное объединение строителей НОСТРОЙ, по некоторым данным, аккумулировало сумму, по-моему, около 900 млрд. рублей, но при этом за прошлый год (я направлял запрос на имя руководителя объединения НОСТРОЙ) ни одной выплаты не было ни физическим лицам, пострадавшим от недобросовестных строителей, ни юридическим лицам, включая издержки государства, о которых, в частности, говорил в бытность исполнения обязанностей Президента Дмитрий Анатольевич Медведев. Я имею в виду случай, когда осыпались подъездные пути… (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Продлите время.
Завершайте, пожалуйста, Антон Владимирович.
А.В. Беляков. Спасибо. Я имею в виду историю, когда были некачественно построены подъездные пути к мосту на остров Русский на форум АТЭС и пострадали государственные, соответственно, интересы. Так вот, в связи с этим вопрос: а на сегодняшний день какие-то механизмы для того, чтобы компенсационный фонд начал участвовать в выплате хотя бы по государственным обязательствам, все-таки есть или нет (к разговору об ответственности)? Хотя бы какие-то законодательные наработки со стороны Правительства в этом направлении есть, ведется работа?
Спасибо.
Ю.У. Рейльян. Соответствующая наработка сейчас ведется. Мы действительно ставим вопрос о расширении случаев, когда мы можем предъявить взыскание к компенсационным фондам. Я бы не подтвердил сейчас названные Вами цифры, не могу с этим согласиться. Но вместе с тем объем средств большой. И мы ставим этот вопрос, готовы рассмотреть в дальнейшем предложения о том, чтобы количество случаев, за которые несет ответственность саморегулируемая организация, было увеличено. К компенсационным фондам…
Председательствующий. Юрий Угович, перед кем вы ставите вопрос, можно Вам задать вопрос?
Ю.У. Рейльян. Перед Государственной Думой.
Председательствующий. «Мы ставим вопрос». О формулировке Вы подумайте. Вы – представитель органа исполнительной власти: «Мы ставим вопрос». Можно спросить Вас: перед кем вы этот вопрос ставите?
Ю.У. Рейльян. Перед Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Председательствующий. И что?..
Ю.У. Рейльян. Внесена законодательная инициатива в настоящее время, Валентина Ивановна.
Председательствующий. Внесен законопроект…
Ю.У. Рейльян. Так точно.
Председательствующий. …Министерством строительства и
жилищно-коммунального хозяйства на этот счет?
Ю.У. Рейльян. Да.
Председательствующий. Я думаю, что Вы нас дезинформируете.
Пожалуйста, Андрей Владимирович.
А.В. Яцкин, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Совете Федерации.
Вопросы Белякова и Чернышева Игоря Николаевича абсолютно справедливы. Соответствующие законодательные инициативы подготовлены. Они внесены не Минстроем, а через депутатов Государственной Думы. Действительно, они еще не рассмотрены Государственной Думой с точки зрения расширения случаев ответственности саморегулируемых организаций за своих нерадивых членов. Тем не менее, мы понимаем, что эта работа должна быть продолжена. Спасибо.
Председательствующий. Послушайте, есть специальное министерство, которое не может не понимать, не чувствовать остроту этой ситуации в стране. Да вы давно должны были сесть, разработать законопроект, внести его в Федеральное Собрание и добиться принятия! Ну что вы все такие какие-то «неконкретные» и «непредметные»?!
Честно говоря, на мой взгляд, я бы Вам поставила профнепригодность. Либо Вы не готовы, пришли сюда просто для галочки, отметиться, либо Вы действительно профессионально непригодный человек в сфере вашей компетенции. Я бы Вам не советовала в следующий раз приходить таким неподготовленным, «размытым», с общими словами в Совет Федерации. Нас такие ответы не устраивают.
Евгений Васильевич Громыко.
Е.В. Громыко, член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Краснодарского края.
Валентина Ивановна, спасибо большое, но вопрос снимается, уже получил ответ в ходе обсуждения.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, нет больше вопросов? Есть желающий выступить.
Пожалуйста, Антон Владимирович Беляков.
А.В. Беляков. Валентина Ивановна, вот не хотел выступать, но все-таки, если можно, давайте поясню.
Россией был избран определенный экономический вектор, направленный на то, чтобы снижать бюрократические барьеры, направленный на то, чтобы профессиональное сообщество могло принимать большее и более значимое участие в регулировании своей отрасли. Собственно, это направление получило название
«саморегулирование». И в значительном проценте отраслей саморегулирование было введено. Причем это саморегулирование предполагало не только возможности для того, чтобы влиять на сектор экономики, в котором данные предприниматели работают, но и определенную ответственность. Эта ответственность заключалась в том числе в компенсационном фонде, в возможности компенсаций из компенсационного фонда (простите за тавтологию) убытков в случае, если кто-то из представителей профессионального сообщества нарушает нормы этики или Кодекса об административных правонарушениях, или иного законодательства.
Но в особом положении оказались строители. Произошло это
благодаря тому, что была искусственно создана коллизия между Градостроительным кодексом и базовым 315-м законом о саморегулировании. То есть все отрасли регулируются одним базовым законом, а у строителей есть одна норма, которая, повторяю, в Градостроительном кодексе идет вразрез. В результате получилось, что (я подчеркиваю, я не ошибаюсь) за прошлый год и за позапрошлый, и за позапозапрошлый, при том, что все строительные организации вкладывают деньги в компенсационный фонд, астрономические деньги (скажем, доступ к высокоэтажному строительству, многоэтажному может стоить 5–10 млн. рублей)…
Право работать на этом рынке просто оплачивается объединению НОСТРОЙ (или саморегулируемой организации) вот такими шестизначными цифрами. Причем государство эти деньги на самом деле могло бы получать в бюджет и компенсировать те самые выпадающие доходы, потому что у нас раньше было лицензирование, за которое платили строители. Лицензирование было отменено.
Государство перестало, соответственно, это иметь и получило выпадающие доходы. Деньги стали аккумулироваться на расчетных счетах саморегулируемых организаций, и практически был создан, как многие эксперты говорят, огромный антикоррупционный… вернее не «анти», а самый что ни на есть коррупционный «пылесос».
Но эти деньги, мало того, что они собраны, мало того, что их государство не получает, за эти деньги еще и нет никаких выплат третьим лицам. Сейчас государство с гордостью, скажем, дает квартиры обманутым дольщикам, но не компенсационные фонды СРО, а мы из бюджета тратим деньги. Мы не даем квартиры очередникам, многодетным семьям в регионах, мы не даем деньги на какие-то пособия – мы покупаем квартиры для обманутых дольщиков. А строительные сообщества ни копейки на это не тратят.
Строители не выполняют нередко обязательства по госзаказам, о чем, собственно, уважаемый докладчик сейчас говорил. Но при этом опять-таки выплат из компенсационного фонда нет. Суммы, которые на счетах строительных саморегулируемых организаций собраны, астрономические. Это десятки миллиардов, а некоторые эксперты называют сотни миллиардов. Причем данные эти закрыты.
Выплат, повторяю, нет вообще никаких. Все это благодаря только одной законодательной коллизии, которая не по ошибке, а абсолютно искусственно была создана. Она заключается, повторяю, в разночтениях между Градостроительным кодексом и базовым законом № 315 о саморегулировании.
Когда представители Правительства говорят, что мы ведем работу, и мы, наверное, это скоро исправим… Это одна строчка, которая называется… я ее даже процитировать могу… в Градостроительном кодексе, которую нужно убирать. Спасибо.
Председательствующий. Понятно. Спасибо.
Антон Владимирович, я согласна с Вами. К сожалению, сама идея саморегулирования – хорошая, благая – на практике вылилась в то, что появилось много СРО «Рога и копыта», которые просто принимают недобросовестных застройщиков, тем самым легализуют их, и не несут никакой ответственности. И те огромные деньги, которые положено вносить в СРО, никем не контролируются, не понятно, как используются.
И я просто удивлена уровнем некомпетентности заместителя министра. Просто крайне удивлена. Я позвоню министру, выскажу свою точку зрения. Идя на заседание Совета Федерации по такому
вопросу, надо быть подготовленным. И вот то, что сказал Антон Владимирович Беляков, Вы должны были сказать четко, внятно и понятно. У Вас ни позиции, ни мнения, путаетесь в показаниях.
Просто стыдно за Вас. (Оживление в зале.)
По ведению – Степан Михайлович Киричук. Пожалуйста.
С.М. Киричук. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги, я прошу вас это все, что сейчас случилось… Естественно, это касается нашего комитета, и мы будем этим заниматься, мы уже занимаемся этим вопросом. Но передача строительного блока прошла недавно… Если можно, откажитесь от дальнейших дискуссий.
Давайте послушаем нашего Председателя, поддержим этот закон. И через два-три заседания, я думаю, представители нашего комитета смогут доложить о тех мерах, которые приняты и в министерстве, и в целом по урегулированию законодательства.
Председательствующий. Коллеги, есть предложение согласиться с мнением Степана Михайловича Киричука, поддержать этот закон и протокольно записать комитету – разобраться (Антон Владимирович, Вы подключитесь, пожалуйста) и подготовить предложения, что вообще с этим делать, с этими СРО, абсолютно безответственными и без…
Андрей Владимирович, Вы что-то хотели сказать? Пожалуйста.
А.В. Яцкин. Валентина Ивановна, спасибо.
Уважаемые коллеги, я присоединяюсь к предложению Киричука. Дело в том, что действительно назрел вопрос о проведении неких парламентских слушаний по вопросу, который сформулирован коллегой Беляковым. И в рамках этих парламентских слушаний и Минстрой, и Правительство в целом готовы выработать комплекс мер по поводу усиления ответственности членов саморегулируемых организаций. А вопрос, что первично – лицензирование или саморегулирование, – тоже можно было бы там обсудить. Спасибо.
Председательствующий. Хорошо. Согласились. Только министерство, которое отвечает за определенные вопросы, должно нести ответственность, и вносить, и генерировать, и двигаться, а не мямлить.
Переходим к голосованию за одобрение Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской
Федерации и статью 1 Федерального закона «О саморегулируемых
организациях». Прошу всех голосовать. Идет голосование.
Результаты голосования (14 час. 19 мин. 15 сек.)
За 153 чел. 90,0%
Против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 1 чел. 0,6%
Голосовало 154 чел.
Не голосовало 16 чел.
Решение: принято».
Николай Жердяев
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru