Михаил Воловик: «Взаимодействие власти, бизнеса и потребителя – единственный путь развития саморегулирования»
В настоящее время система саморегулирования в строительной отрасли подвергается острой критике со стороны государства и профессионального сообщества. Накопившиеся за три года существования саморегулирования проблемы не позволяют системе совершенствоваться, тормозят ее развитие и провоцируют нездоровую ситуацию на рынке. О кардинальной переориентации, первоочередных проблемах и дальнейшей стратегии развития саморегулирования Информационному порталу «Все о саморегулировании» рассказал член Совета НОСТРОЙ, президент Ассоциации СРО «Единство» Михаил Воловик.
Одной из причин сегодняшнего кризиса системы саморегулирования является непонимание того, что саморегулирование – очень тонкий рыночный механизм, настроить который жесткими административными рычагами невозможно. Проблемы саморегулирования не должны обсуждаться без учета такой масштабной части целевой аудитории, как потребители, которые сегодня зачастую в большинстве своем не в силах объяснить разницу между лицензиями и допусками. Потребители должны стать союзниками системы саморегулирования и способствовать ее самоочищению от коммерческих СРО: им должно быть не все равно, в какую СРО вступать и компанию с допуском какой СРО выбирать. Идеология саморегулирования в конечном итоге должна привести к регулированию рынка потребителем, поскольку законодательные, карательные меры в борьбе с коммерческими СРО на практике уже доказали свою несостоятельность.
На IV Всероссийской научно-практической конференции «Саморегулирование в строительном комплексе: повседневная практика и законодательство» мы с руководителем Аппарата НОСТРОЙ Ильей Пономаревым активно дискутировали по этому вопросу. Илья Вадимович рассматривал особенности функционирования системы саморегулирования преимущественно с экономической точки зрения, делая отсылки к задачам бизнеса и условиям рынка и настаивая на том, что отсутствие должной квалификации у рядового потребителя никогда не позволит ему напрямую играть какую-либо значимую роль в системе саморегулирования. Я же со своей стороны акцентировал внимание профессионального сообщества на необходимости включения в процесс регулирования отношений между властью и бизнесом непосредственно потребителя, основная цель которого – приобрести качественный товар, не обладая должной квалификацией и компетенцией. Печальная статистика свидетельствует о том, что конечный потребитель – будь то крупный инвестор или частный заказчик – не только в полной мере не осознает те возможности, которые может предоставить ему система саморегулирования в строительстве, но зачастую и вовсе не знает о ее существовании. Эту ситуацию в ближайшее время необходимо в корне изменить, поскольку безответственность и юридическая незащищенность заказчиков и исполнителей препятствуют формированию положительного отношения к нынешней строительной отрасли, что в свою очередь наносит серьезный удар по развитию отечественного стройкомплекса в целом.
Если мы посмотрим на саморегулирование как на рыночный механизм, то поймем, что в отличие от многих других вещей, которые мы пытаемся решить административно, коммерция развивается по рыночным механизмам: есть спрос – есть предложение. Учитывая ту череду судебных разбирательств, которые сейчас проходят с отдельными СРО, можно сделать вывод, что в правовом поле законы всегда будут отставать на шаг-два от ситуации, и всегда найдутся люди, которые будут опережать законодательство, используя его пробелы. Поэтому единственный способ избавиться от коммерциализации и решить все эти вопросы – это вовлечь потребителя, который, в свою очередь, заставит строителя (то есть бизнес) выбирать, в какую саморегулируемую организацию вступать, и заставить уже саморегулируемую организацию соблюдать те законы, которые мы должны переписать и принять. Иными словами, наряду с совершенствованием законодательства профессиональное сообщество должно вовлечь потребителя в целевую аудиторию саморегулирования и сделать его активным союзником.
Одними из первоочередных требований заказчика являются выбор надежного подрядчика, наличие гарантии на выполненную работу, помощь в разрешении конфликтных ситуаций, наличие необходимой разрешительной документации, исполнение договорных обязательств, целевое расходование средств. Может ли СРО содействовать потребителю в данном вопросе? Не только может, но и обязана! Ведь строительная организация, недобросовестно выполнившая свою работу, - не конечная инстанция, а контролируемая системой саморегулирования единица, имеющая наряду с широкими правами ряд прямых обязанностей перед заказчиками ее услуг.
Так, активно муссируемая в последнее время в профессиональном сообществе идея создания рейтинга СРО, призванная облегчить взаимодействие потребителя и строительных организаций в рамках системы саморегулирования, возникла еще в 2011 году. Тогда моя инициатива, направленная, в том числе на борьбу с коммерческими СРО, не встретила должной поддержки на окружных конференциях. Кроме того, воспротивились этому методу ранжирования и малые СРО, численность компаний в которых чуть больше сотни, из-за чего сегодня мы наблюдаем полную анархию в строительной отрасли. Сегодня эта идея переживает второе рождение, и я надеюсь, что профессиональное сообщество уделит самое пристальное внимание этому способу отсеивания недобросовестных СРО.
На сегодняшний день отсутствует обратная связь саморегулирования с потребителем, и основная задача ближайшего периода – приложить максимум усилий для того, чтобы потребитель осознал свою роль, свою значимость, свои возможности в рамках функционирования этой системы. Необходимо донести до профессионального сообщества мысль, что взаимодействие, консолидация усилий, контроль и обратная связь – вот принципы, которые должны стать основополагающими в переориентации политики системы саморегулирования с внутренних противоречий на внешние факторы развития. Потребитель и строительные организации должны сознавать, что саморегулирование – открытая для взаимовыгодного сотрудничества система, созданная для реализации гарантийных обязательств сторон и исполнения роли арбитра в конфликтных ситуациях. Важно сформировать в сознании заказчиков строительных услуг понимание того, что СРО – это надежный тыл, крепкая стена, гарант выполнения обязательств и реализации прав, а саморегулирование – не узкая область, понятная лишь профессионалам, а надежный посредник, располагающий инструментами и средствами для того, чтобы обе стороны по окончании сотрудничества были максимально удовлетворены результатом.
Так, в возглавляемой мной Ассоциации СРО «Единство» квалифицированные специалисты предоставляют ряд профессиональных сервисов: услуги консалтинга, менеджмента, сертификации, юридического сопровождения, содействуют в получении заказов и объемов работ, а также предоставляют доступ к тендерным площадкам. Для повышения конкурентоспособности членов партнерств Ассоциации с целью роста их прибыли за счет увеличения объема работ, снижения издержек, а также повышения качества и безопасности регулярно проводятся круглые столы и семинары, функционируют испытательные лаборатории, регулярно пополняется онлайн-библиотека и работает горячая линия.
Я убежден, что если система саморегулирования в ближайшее время не повернется лицом к потребителю и продолжит игнорировать его нужды и потребности, она не сможет оправдать свое существование и навсегда останется печальным опытом недолгой независимости строительной сферы от государственного управления. Ориентация на потребителя – вот тот единственный импульс, который может возродить обладающую мощным ресурсом, но находящуюся сегодня в стадии стагнации систему.
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru