Минэкономразвития поведало о совершенствовании механизмов саморегулирования
На прошлой неделе Министерство экономического развития РФ подготовило ежегодный доклад о саморегулировании в Российской Федерации. В документе представлен анализ уровня развития института саморегулирования в Российской Федерации, в том числе в конкретных сферах экономики, отмечены ключевые тенденции развития существующей системы саморегулирования. Первый раздел доклада посвящён реализации Концепции совершенствования механизмов саморегулирования…
Напомним, Концепция совершенствования механизмов саморегулирования была утверждена распоряжением Правительства № 2776-р от 30 декабря 2015 года согласно поручению Президента Российской Федерации. Как отмечается в докладе Министерства экономического развития РФ, основной целью совершенствования механизмов саморегулирования является формирование единой эффективной общегосударственной модели саморегулирования, определяющей цели и задачи саморегулирования, а также позволяющей использовать его потенциал для повышения качества товаров (работ, услуг) субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности.
В Концепции предусматриваются следующие основные направления реформирования системы саморегулирования:
- уточнение общеправовых основ института саморегулирования в Российской Федерации;
- совершенствование механизмов обеспечения имущественной ответственности субъектов саморегулирования перед потребителями;
- урегулирование вопросов деятельности Национальных объединений СРО;
- совершенствование стандартизации деятельности в системе СРО;
- повышение эффективности осуществления контроля СРО за предпринимательской и профессиональной деятельностью членов;
- разработка комплекса мер, направленных на усиление ответственности СРО в случае нарушения ими обязательных требований, совершенствование нормативного правового регулирования вопросов административной ответственности за нарушения обязательных требований, выявленных при осуществлении государственного контроля (надзора) за СРО;
- усиление стимулов для создания и развития СРО с добровольным участием.
На сегодняшний день вне зависимости от отраслевой специфики в большинстве сфер, для которых законодательно закреплено требование об обязательном членстве в СРО, наблюдается ряд объективных недостатков.
Среди недостатков функционирования отдельных элементов института саморегулирования, связанных с достижением целей Закона № 315-ФЗ, в Концепции выделяются четыре:
- Недостаточно эффективное выполнение функции по выработке отраслевых стандартов деятельности, возложенной на институт СРО.
- Неэффективность существующих механизмов обеспечения имущественной ответственности субъектов саморегулирования перед потребителями, неразвитость практики работы с жалобами и внесудебного урегулирования споров, низкая информированность потребителей товаров, работ, услуг о возможностях и преимуществах СРО.
- Недостаточная эффективность контроля СРО за соблюдением членами СРО установленных требований.
- Невысокая эффективность государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО и уровень разработанности правовых механизмов ответственности СРО.
Согласно Концепции существующие модели саморегулирования с обязательным членством должны быть скорректированы с учетом актуализированных единых правовых основ деятельности СРО в Законе № 315-ФЗ и установленных им возможных отраслевых особенностей.
Для достижения поставленной цели предлагается решить такие задачи:
- определение общих правовых основ института саморегулирования в Российской Федерации;
- приведение отраслевого законодательства о СРО в соответствие с общегосударственной моделью саморегулирования;
- повышение эффективности осуществления государственного контроля (надзора) за СРО и усиление ответственности СРО в случае нарушения ими обязательных требований;
- усиление стимулов для создания и развития СРО с добровольным участием.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 2776-р реализация Концепции планировалась в 3 этапа.
Первый этап (2016 год). Основная цель – на законодательном уровне обеспечить принятие общегосударственной модели и осуществление эффективного контроля, в том числе:
- установление общих принципов саморегулирования (внесение изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»);
- приведение в соответствие отраслевого законодательства Российской Федерации, установление особенностей регулирования деятельности саморегулируемых организаций в отдельных отраслях;
- установление на законодательном уровне оснований и порядка передачи государственных функций саморегулируемым организациям с добровольным членством в целях создания стимулов для развития добровольного саморегулирования.
Второй этап (2017 – 2018 годы). Основная цель – обеспечение эффективного функционирования трехуровневой модели, развитие добровольного саморегулирования, в том числе:
- разработка необходимых подзаконных актов и методических документов, обеспечивающих передачу государственных функций саморегулируемым организациям с добровольным членством;
- мероприятия, направленные на информирование заинтересованных лиц о преимуществах саморегулирования в целях дальнейшего стимулирования добровольного саморегулирования.
Третий этап (2019 – 2020 годы). Основная цель – сближение моделей обязательного и добровольного саморегулирования и делегирование полномочий саморегулируемым организациям с добровольным членством, в том числе проведение в рамках установленных процедур оценки эффективности деятельности отдельных саморегулируемых организаций за выбранный временной период в целях принятия решений о передаче государственных функций.
В рамках первого этапа реализации положений Концепции Минэкономразвития России был разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на установление единых правовых основ деятельности СРО в Российской Федерации.
Вместе с тем в настоящее время реализуется план мероприятий («дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины», утвержденный 29 мая 2019 года (№ 4714п-П36).
Одной из ключевых задач реализации механизма «регуляторной гильотины» является формирование новой системы нормативного регулирования, предполагающей введение актуализированных обязательных требований.
В целях реализации данной задачи пунктом 3 дорожной карты предусмотрена подготовка для каждой сферы общественных отношений или вида контроля новой структуры нормативного регулирования (включая перечень планируемых к принятию нормативных правовых актов).
При этом принятые ранее нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования в соответствующей сфере регулирования, должны быть признаны утратившими силу с 1 января 2021 года.
В соответствии с дорожной картой проекты новых структур нормативного регулирования, проекты федеральных законов, а также проекты постановлений Правительства Российской Федерации и ведомственных правовых актов, подготовленных в соответствии с перечнем планируемых к принятию нормативных правовых актов, указанных в новой структуре нормативного регулирования, подлежат обязательному обсуждению с заинтересованными представителями экспертного и предпринимательского сообщества.
Таким образом, в рамках «регуляторной гильотины» предполагается, в том числе, пересмотр действующих нормативных правовых актов в сфере саморегулирования (в конкретных сферах деятельности субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности).
Ксения Иванова-Погребняк
Специально для Информационного портала "Все о саморегулировании" (Все о СРО)
www.all-sro.ru