НАПКА: защитим интересы профсообщества!
Саморегулируемая организация «Национальная Ассоциация профессиональных Коллекторских агентств» выработала предложения, которые позволят существенно снизить количество жалоб граждан при взыскании просроченной задолженности. Соответствующее послание было передано от СРО в Государственную Думу.
СРО «Национальная Ассоциация Профессиональных Коллекторских агентств» выступает за развитие цивилизованного рынка услуг по взысканию просроченной задолженности, защиту прав и законных интересов членов Ассоциации, а также поддержку и продвижение законодательных инициатив, направленных на совершенствование российского законодательства в сфере услуг по взысканию просроченной задолженности. Ещё 5 марта этого года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект № 514780-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» и иные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно документу, предлагается создание Единой информационной системы проверки сведений об абоненте. Так, в статье 2 законопроекта речь идёт о внесении ряда дополнений в Федеральный закон № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (от 3 июля 2016 года).В частности, направление кредитором или лицом, действующем от его имени, сообщений в целях возврата просроченной задолженности, допускается при условии подтверждения соответствия сведений о ФИО, серии и номере документа, удостоверяющего личность, и абонентском номере должника, предоставленных кредитору, тем сведениям о должнике, которые имеются у оператора подвижной радиотелефонной связи.
Проверка осуществляется кредитором или лицом, действующем от его имени, с использованием Единой информационной системы проверки сведений об абоненте.Согласно статье 4 законопроекта пользователями Единой системы проверки сведений об абоненте могут являться Банк России, кредитные организации, операторы платежных систем, а также операторы услуг платежной инфраструктуры, некредитные финансовые организации, осуществляющие виды деятельности, определенные нормативным актом Банка России, иные органы и организации, определяемые федеральным законом или Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России. При этом согласия абонента на передачу и получение сведений о нем не требуется…
СРО «Национальная Ассоциация Профессиональных Коллекторских агентств» выработала и направила на рассмотрение в Государственную Думу перечень предложений, направленных на совершенствование законодательства. Какие недочёты выявила саморегулируемая организация?
Во-первых, возможность передачи и получения информации об абоненте без его согласия, которая содержит персональные данные физического лица, возможна только в целях, установленных законопроектом. При этом такими целями является противодействие мошенническим действиям на финансовом рынке при обслуживании (приеме на обслуживание) физических и юридических лиц пользователями, указанными в законопроекте, а также иные цели, установленные законопроектом. Деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц не названа в законопроекте в качестве цели обработки информации об абоненте, соответственно, для использования такого способа возврата задолженности как отправка сообщений по сетям подвижной радиотелефонной связи кредитору или лицу, действующему от его имени, необходимо получать дополнительное согласие физического лица на обработку относящихся к нему персональных данных, что неоправданно снижает объем прав указанных лиц на возврат задолженности.
Во-вторых, перечень пользователей Единой системы проверки сведений об абоненте не включает в себя юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр. Более того, согласно предложенному подходу, когда перечень пользователей Единой системы проверки сведений об абоненте будет утверждаться Правительством РФ, право направлять сообщения по сетям подвижной радиотелефонной связи потеряют кредиторы, которые не являются кредитными, некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, определенные нормативным актом Банка России, но при этом деятельность по возврату просроченной задолженности также регулируется Законом № 230-ФЗ (т. е. любой кредитор, имеющий право требования к должнику – физическому лицу на сумму, превышающую 50 тыс. рублей). При этом расширение перечня пользователей может привести к злоупотреблениям, связанным с незаконной обработкой персональных данных физических лиц.
В-третьих, закон № 230-ФЗ предоставляет кредитору и лицу, действующему от его имени возможность взаимодействовать с третьими лицами, при соблюдении следующих условий:
- должник выразил согласие на взаимодействие с таким третьим лицом,
- третьим лицом не выражено несогласие на осуществление с ним взаимодействия.
При этом не во всех случаях у кредитора или лица, действующего от его имени, имеются паспортные данные такого третьего лица. Таким образом, предложенные изменения лишают кредитора возможности взаимодействовать с третьими лицами, несмотря на достаточно регламентированный порядок осуществления такого взаимодействия Законом № 230-ФЗ.
В-четвёртых, действующее законодательство не содержит обязанности должника — физического лица использовать только такой телефонный номер, который зарегистрирован за ним, и информация о котором содержится в Единой системе проверки сведений об абоненте. Стоит отметить, что зачастую приобретенные абонентом телефонные номера передаются родственникам и иным лицам для использования. В случае неподтверждения информации о принадлежности номера должнику законопроект неоправданно предоставляет ему возможность уклоняться от взаимодействия с кредитором и лицом, действующим от его имени, в целях возврата просроченной задолженности.
В-пятых, законопроектом не определен порядок и сроки проведения проверки сведений об абоненте при намерении кредитора направить должнику сообщения по сетям подвижной радиотелефонной связи, также отсутствует ответ на вопрос о том, сколько времени можно использовать проверенный ранее номер абонента, если отправка сообщений осуществляется неоднократно в течение срока возврата просроченной задолженности, который может составлять достаточно большой период времени.
По мнению представителей НАПКА, без внесения обозначенных изменений, законопроект неоправданно лишает кредиторов и лиц, действующих от их имени, полномочий по возврату просроченной задолженности, предоставленных Законом № 230-ФЗ. Кроме этого, поставленные законопроектом цели, по мнению профобъединения, могут быть достигнуты иным способом, например, закреплением в законе возможности предоставления абонентом согласия на проверку конкретным лицом данных о принадлежности абоненту телефонного номера у оператора связи на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ) посредством Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).
В случае поступления оператору связи требования пользователя о проверке принадлежности телефонного номера абоненту, оператор обязан обращаться в ЕПГУ для подтверждения наличия согласия абонента на предоставление такой информации. При этом взаимодействие пользователей и операторов связи может осуществляться как на основании заключенных между ними прямых соглашений, так и с использованием платформенных решений, создаваемых участниками рынка за свой счет. Данное предложение может быть реализовано в рамках разработки Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации концепции цифрового профиля гражданина, обязательной частью которой является создание каталога согласий, предоставленных гражданином на использование его данных, имеющихся в Государственных информационных системах.
В завершение своего послания, представители НАПКА выразили готовность принять активное участие в рабочих группах по подготовке законопроекта и его обсуждении на различных площадках, а также акцентировали внимание на необходимости организовать рабочую встречу для рассмотрения замечаний Ассоциации.
Ксения Иванова-Погребняк
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru