1. Главная
  2. Статьи
  3. НОЗА: Важные для застройщиков изменения закона «О СРО»
Статьи

233

НОЗА: Важные для застройщиков изменения закона «О СРО»

 НОЗА: Важные для застройщиков изменения закона «О СРО»Представляем вашему вниманию обзор изменений закона «О саморегулируемых организациях», подготовленный для застройщиков и их объединений. Материал предоставлен Национальным объединением застройщиков жилья.

Федеральный закон от 24 ноября 2014 года № 359-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О СРО» вступил в силу 25 ноября 2014 года.

1. Уточнено понятие саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства (далее – СРО). Так, СРО является некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) и основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство.

Ранее некоммерческая организация должна была быть создана в форме некоммерческого партнерства. Вместе с тем, с 1 сентября 2014 года в связи с поправками в Гражданский кодекс Российской Федерации некоммерческое партнерство является видом такой формы некоммерческой организации как ассоциация (союз). Также до внесения данных изменений некоммерческая организация могла получить статус СРО после внесения сведений о ней в государственный реестр СРО. В настоящее время получение статуса СРО в области строительства не увязывается с внесением сведений о ней в реестр.
Следует обратить внимание на механизм устранения коллизии с базовым законом о саморегулировании (Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»), который определяет, что СРО – это статус, приобретаемый с момента внесения сведения о ней в государственный реестр СРО. В указанный закон добавлена фраза, что особенности саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, устанавливаются законодательством о градостроительной деятельности.
Учредительные документы, а также наименования ранее созданных СРО подлежат приведению в соответствие с внесенными изменениями при первом изменении учредительных документов таких СРО. При этом изменение наименований таких СРО не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие их прежние наименования. Перерегистрация ранее созданных СРО в связи с вступлением в силу указанного Федерального закона не требуется.

2. Согласно внесенным изменениям, СРО приобретает право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, только после внесения сведений о такой организации в государственный реестр СРО.

3. Для внесения сведений о СРО в государственный реестр СРО сведения теперь предоставляются не в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Ростехнадзор), а в Национальное объединение саморегулируемых организаций. Совет Национального объединения СРО в срок не позднее чем 30 дней утверждает заключение о возможности внесения или об отказе во внесении сведений об указанной СРО в государственный реестр СРО. При этом заключение об отказе принимается в случае несоответствия СРО требованиям, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК Российской Федерации). Утвержденное заключение Национального объединения в течение 5 дней направляется в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Ростехнадзор) в целях принятия им решения о внесении или об отказе во внесении сведений о СРО в государственный реестр СРО.

4. Существенно расширены основания исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО. Такими основаниями помимо добровольного заявления СРО являются:
1) неисполнение требования либо требований статьи 554 или статьи 5516 ГрК Российской Федерации;
2) несоответствие утвержденных документов такой саморегулируемой организации требованиям, установленным ГрК Российской Федерации к этим документам, или отсутствие у нее обязательных документов;
3) несоблюдение СРО требований, предусмотренных ее документами;
4) необеспечение СРО доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов;
5) несоблюдение СРО требования об уплате вступительного взноса в соответствующее Национальное объединение СРО, а также об осуществлении иных отчислений на нужды соответствующего Национального объединения СРО в порядке и в размерах, которые установлены Всероссийским съездом саморегулируемых организаций;
6) непредоставление СРО сведений по запросу органа надзора за саморегулируемыми организациями, по запросу Национального объединения СРО, направленному при исполнении функций, предусмотренных ГрК Российской Федерации, или предоставление ею недостоверных сведений;
7) предоставление СРО недостоверных сведений об адресе (месте нахождения) СРО, которые подтверждены актом органа надзора за саморегулируемыми организациями;
8) непредставление СРО в течение шести месяцев в соответствующее Национальное объединение СРО уведомлений и документов, предусмотренных частью 6 статьи 5518 ГрК Российской Федерации.

5. Исключение сведений о СРО из государственного реестра СРО осуществляется на основании решения принятого органом надзора за саморегулируемыми организациями или в судебном порядке.
Орган надзора за СРО вправе принять решение об исключении сведений о СРО из государственного реестра СРО во внесудебном порядке в течение тридцати дней со дня поступления заключения соответствующего Национального объединения СРО о возможности исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО.
При поступлении заключения Национального объединения СРО об отсутствии оснований для исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО, а также в случае, если решение об исключении СРО из государственного реестра СРО не было принято в указанный выше срок, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях орган надзора за СРО вправе обратиться в суд с требованием об исключении сведений о СРО из государственного реестра СРО.

6. Установлены 2 случая подготовки указанных заключений Национального объединения СРО:
1) при выявлении нарушений, являющихся основанием для исключения сведений из государственного реестра СРО (см. пункт 4), орган надзора за СРО выдает предписание СРО об устранении выявленных нарушений. В случае неисполнения указанного предписания в установленный им срок орган надзора за СРО вправе обратиться в соответствующее Национальное объединение СРО в целях получения заключения Национального объединения СРО о возможности исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО или об отсутствии оснований для исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО;
2) Национальное объединение СРО утверждает заключение о возможности исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО и в случае, если СРО не устраняет в установленные сроки выявленное Национальным объединением СРО нарушение. При этом расширен перечень нарушений, при выявлении которых Национальное объединение СРО направляет СРО уведомление о выявленных нарушениях и предложение об их устранении. Такое уведомление может быть направлено при выявлении любого нарушения, являющегося основанием для исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО (см. пункт 4). При этом согласно внесенным изменениям уведомление является обязательным к исполнению.
Утверждает заключение Совет Национального объединения СРО.

7. Исключение сведений о СРО из государственного реестра СРО влечет за собой прекращение права такой СРО на выдачу свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

8. С даты исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО прекращается действие выданных ею свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющиеся членами такой СРО, до принятия их в члены другой СРО не вправе принимать на себя новые обязательства по выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, на основании свидетельств о допуске, выданных СРО, исключенной из государственного реестра СРО.

9. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо в случае исключения сведений о СРО, членами которой они являлись, из государственного реестра СРО и принятия их в члены другой СРО вправе обратиться в Национальное объединение СРО с заявлением о перечислении зачисленных на счет Национального объединения саморегулируемых организаций средств компенсационного фонда.

10. Исключена необходимость согласования уполномоченным федеральным органом графика плановых проверок СРО и Национальных объединений СРО с органами прокуратуры.

11. Установлена обязанность СРО в отношении каждого лица, принятого в члены СРО, вести дело члена саморегулируемой организации. Дела членов СРО, а также дела лиц, членство которых в СРО прекращено, подлежат бессрочному хранению в СРО. В случае исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО указанные дела подлежат передаче в соответствующее Национальное объединение СРО.

12. Установлено, что сведения о выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, о внесении в него изменений, о приостановлении, о возобновлении, об отказе в возобновлении или о прекращении действия данного свидетельства, о добровольном прекращении членства, об изменениях в адресе, виде СРО направляются не в орган надзора за СРО, а в Национальное объединение СРО. Национальное объединение самостоятельно направляет поступившие сведения в орган надзора за СРО. Орган надзора за СРО вносит в государственный реестр СРО сведения о СРО и членах СРО, исключает такие сведения из государственного реестра СРО в течение 30 дней со дня предоставления Национальным объединением СРО соответствующего заключения и (или) установленных ГрК Российской Федерации документов.

13. Национальное объединение СРО наделяется полномочием по ведению единого реестра членов СРО, а также правом направлять в СРО обязательные к исполнению запросы и уведомления.

14. Определены полномочия президента Национального объединения СРО. При этом ему передана часть полномочий Совета Национального объединения СРО, а именно:
1) представлять Национальное объединение СРО в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях, иных российских организациях и за пределами Российской Федерации;
2) распоряжаться имуществом Национального объединения СРО в соответствии со сметой и с назначением имущества;
3) утверждать штатное расписание аппарата Национального объединения СРО.

Также президент наделен правом созывать Всероссийский съезд СРО в случаях, предусмотренных уставом Национального объединения СРО.

Руководитель аппарата НОЗА К.В. Холопик
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?

Ответ:

В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, взнос в компенсационный фонд не возвращается, если не предусмотрено иное.
Под «иным» подразумеваются определенные случаи, описанные в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (в ред. ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ). В них сообщается, что строительная, инженерная, изыскательская СРО обязана вернуть организации или ИП, прекратившим членство в соответствующем партнерстве, уплаченные ими средства компфонда, в случае исполнения следующих условий:
1) получение допуска данного СРО к определенному виду или видам работ, исключенными 1 августа 2010 года из официального перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) отсутствие у лица допуска к другим видам работ (отсутствие иных видов работ в допуске СРО);
3) прекращение членства в данной СРО не ранее двух и не позже 6 месяцев со дня исключения отраженных в допуске видов работ из официального классификатора перечня (то есть с 1 сентября 2010 года по 1 января 2011 года).
Отметим, что только в случае исполнения всех трех вышеуказанных условий саморегулируемая организация обязана вернуть вышедшим из состава членам взносы в компенсационный фонд в полном объеме.
Для возврата денежных средств был отведен срок в размере не более 10 календарных дней после прекращения членства. День прекращения членства определяется днем регистрации заявления от ИП или юридического лица о выходе из состава СРО.
В связи с тем, что с отведенного для официального прекращения членства в СРО промежутка времени уже прошло несколько лет, данные основания представляются неактуальными.
Градостроительным кодексом определено лишь несколько допущений для осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Деньги могут быть возвращены если были ошибочно перечислены на счет СРО; перечислены для размещения средств компенсационного фонда СРО в целях его сохранения и увеличения; использованы для осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.

Вопрос:

Вступление в СРО в рассрочку и в другом регионе: Строительная компания из Екатеринбурга, планирует вступать в СРО в рассрочку в Московское СРО, насколько законно вступление в СРО в рассрочку, и могут ли быть у этой компании проблемы в связи с тем, что она будет состоять в СРО в Москве?

Ответ:

По поводу оплаты компенсационного фонда в рассрочку: СРО обязано сформировать компенсационный фонд в соответствии с законодательством, т.е. в полном объеме, поэтому предлагать вступать в СРО в рассрочку, СРО не имеет право, это незаконно. Однако вместо вступления в СРО в рассрочку, Вы можете использовать законные способы, в частности вступление в СРО в кредит или вступление в СРО в займ (когда не само СРО, а кредитные организации или иные третьи лица предоставляют займ или кредит). Минусом вступления в СРО в кредит или займ, является как правило необходимость оплаты процентов по кредиту (займу).
По поводу вступления в СРО в Москве: компания из любого региона России, или иностранная компания, может вступить в СРО в любом регионе. Ранее при лицензировании существовали территориальные ограничения, сейчас же таких ограничений нет, поэтому никаких проблем возникнуть не должно.
Вернуть старый дизайн