«Основные направления развития аудиторской деятельности на период до 2024 года»: роль и задачи СРО
Министерство финансов опубликовало «Основные направленияразвития аудиторской деятельности на период до 2024 года». Документ был одобренСоветом по аудиторской деятельности (САД) 20 ноября.
Проблематика
Согласно утвержденному документу, аудит продолжаютрассматривать как административное обременение, навязанное государством. Отрицательноевоздействие на институт оказывают и попытки сужения деятельности, которыепредпринимают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы. Кроме того, вСАД отметили, что качественные аудиторские услуги мало востребованы последующим причинам:
- субъекты экономической деятельности недооценивают значениеаудиторских услуг;
- государство также проявляет низкий интерес к аудиторским услугам;
- ограниченный круг услуг, предлагаемых аудиторами;
- введение обязательного аудита без учета потребностей пользователейбухгалтерской отчетности.
При этом аудиторское сообщество, в частности СРО аудиторов,и государственные органы не предпринимают активных действий по разъяснению ценности аудиторских услуг для эффективного ведения экономической деятельности. Тем не менее, как отметили авторы документа, основойинституционального построения аудиторской профессии является саморегулирование.К основным функциям СРО аудиторов отнесены:
- ведение реестра своих членов: аудиторов и аудиторских организаций;
- принятие правил независимости аудиторов и аудиторскихорганизаций, кодекса профессиональной этики аудиторов;
- организация прохождения аудиторами обучения по программамповышения квалификации, контроль соблюдения аудиторами требования о такомобучении;
- осуществление внешнего контроля качества работы аудиторскихорганизаций, аудиторов;
- рассмотрение жалоб на действия (бездействие) своих членов;
- участие в деятельности, включая финансирование, единойаттестационной комиссии;
- обеспечение информационной открытости деятельности своихчленов;
- представление интересов своих членов в их отношениях сорганами власти.
При этом после введения обязательного саморегулирования «неуклонноснижается их количество (с шести СРО в 2009 г. до двух СРО в 2019 г.),унифицируется порядок исполнения ими многих функций». Однако посредствомобязательного членства в СРО на всех аудиторов распространились атрибуты,обеспечивающие единство и целостность данной профессии: стандарты аудиторскойдеятельности; кодекс профессиональной этики аудиторов; правила независимостиаудиторов и аудиторской организаций; подконтрольность; имущественнаяответственность перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами.
Также некоторые проблемы института аудита ограничиваютразвитие профессии аудитора. Так, позитивным изменениям препятствуют:
- низкая активность участия аудиторов в деятельности своих СРО;
- недостаточный уровень корпоративного управления в СРО;
- нацеленность СРО на решение, главным образом, узкихкорпоративных вопросов и задач, не имеющих общественного значения;
- недостаточность финансовой базы СРО, препятствующая ведениюполноценной методической, исследовательской деятельности, оказанию поддержкисвоим членам, а также нерациональное использование этой базы;
- неоправданная конкуренция между СРО.
Решения
В «Основных направлениях» говорится о том, что СРО должна остатьсяосновным институтом аудиторской профессии, который зарекомендовал себяположительным образом, но в настоящий момент требует существенных изменений.При уточнении места и роли СРО необходимо исходить из того, что в сфереаудиторской деятельности действует единая система международных стандартоваудита, этических стандартов и правил независимости, профессиональнойаттестации. В связи с этим, а также принимая во внимание российский опыт,международную практику и международные обязательства РФ, деятельность саморегулируемыхорганизаций должна быть сосредоточена на следующих основных вопросах:
- методическая и иная необходимая помощь членам СРО;
- подготовка и повышение квалификации аудиторов;
- контроль качества работы членов СРО;
- участие в обсуждении государственной политики в сфереаудиторской деятельности;
- применение мер воздействия к членам СРО;
- научные и иные исследования;
- просветительская, разъяснительная и информационная работа;
- поддержание связей с пользователями аудиторских услуг иделовым сообществом;
- создание и поддержание положительного имиджа аудиторскойпрофессии.
Также, по мнению автором одобренного документа, дальнейшееукрепление саморегулирования аудиторской профессии предполагает:
- объединение аудиторских организаций и аудиторов в единойсаморегулируемой организации аудиторов;
- активизацию участия аудиторов в деятельности СРО, в томчисле посредством совершенствования корпоративного управления в этойорганизации (улучшение практики формирования органов управления испециализированных органов, повышение роли независимых членов коллегиальныхорганов управления, систематическая ротация членов коллегиальных иисполнительных органов управления, др.);
- внедрение в СРО механизмов, обеспечивающих учет интересов ипотребностей разных групп членов (аудиторские организации, оказывающиеаудиторские услуги общественно значимым организациям, и иные субъекты аудиторскойдеятельности, крупные и малые аудиторские организации, юридические и физическиелица);
- расширение членской базы СРО за счет представителей смежныхвидов экономической деятельности (специалисты по бухгалтерскому учету, др.);
- осуществление мер, направленных на привлечение молодежи ваудиторскую профессию, в частности, посредством активного сотрудничества ссоответствующими высшими учебными заведениями;
- упорядочение работы СРО по рассмотрению жалоб на действия еечленов;
- укрепление финансовой базы СРО, в первую очередь, за счетдиверсификации источников финансирования деятельности и повышения качествауправления ресурсами.
При этом, как отмечаю в САД, результативность институтоваудиторской профессии в большой степени зависит от их взаимодействия сгосударством и уполномоченными органами. В связи с этим предлагается принять следующиемеры:
- развитие информационного обмена между участниками рынка, государственнымии надзорными органами;
- расширение форм взаимодействия между участниками рынка, государственнымии надзорными органами;
- устранение либо сведение к минимуму дублирующих функций институтоваудиторской профессии и государственных органов;
В частности, необходимо свести к минимуму дублирующиеконтрольные мероприятия, проводимые в отношении одних и тех же аудиторскихорганизаций.
- разработка новой структуры нормативного правовогорегулирования государственного надзора за деятельностью институтов аудиторскойпрофессии;
- в рамках «регуляторной гильотины» пересмотр обязательныхтребований к институтам аудиторской профессии (исключение устаревших, избыточныхи дублирующих требований).
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru