1. Главная
  2. Статьи
  3. «Основные направления развития аудиторской деятельности на период до 2024 года»: роль и задачи СРО
Статьи

256

«Основные направления развития аудиторской деятельности на период до 2024 года»: роль и задачи СРО

 «Основные направления развития аудиторской деятельности на период до 2024 года»: роль и задачи СРОМинистерство финансов опубликовало «Основные направленияразвития аудиторской деятельности на период до 2024 года». Документ был одобренСоветом по аудиторской деятельности (САД) 20 ноября.

Проблематика

Согласно утвержденному документу, аудит продолжаютрассматривать как административное обременение, навязанное государством. Отрицательноевоздействие на институт оказывают и попытки сужения деятельности, которыепредпринимают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы. Кроме того, вСАД отметили, что качественные аудиторские услуги мало востребованы последующим причинам:

  • субъекты экономической деятельности недооценивают значениеаудиторских услуг;
  • государство также проявляет низкий интерес к аудиторским услугам;
  • ограниченный круг услуг, предлагаемых аудиторами;
  • введение обязательного аудита без учета потребностей пользователейбухгалтерской отчетности.

При этом аудиторское сообщество, в частности СРО аудиторов,и государственные органы не предпринимают активных действий по разъяснению ценности аудиторских услуг для эффективного ведения экономической деятельности. Тем не менее, как отметили авторы документа, основойинституционального построения аудиторской профессии является саморегулирование.К основным функциям СРО аудиторов отнесены:

  1. ведение реестра своих членов: аудиторов и аудиторских организаций;
  2. принятие правил независимости аудиторов и аудиторскихорганизаций, кодекса профессиональной этики аудиторов;
  3. организация прохождения аудиторами обучения по программамповышения квалификации, контроль соблюдения аудиторами требования о такомобучении;
  4. осуществление внешнего контроля качества работы аудиторскихорганизаций, аудиторов;
  5. рассмотрение жалоб на действия (бездействие) своих членов;
  6. участие в деятельности, включая финансирование, единойаттестационной комиссии;
  7. обеспечение информационной открытости деятельности своихчленов;
  8. представление интересов своих членов в их отношениях сорганами власти.

При этом после введения обязательного саморегулирования «неуклонноснижается их количество (с шести СРО в 2009 г. до двух СРО в 2019 г.),унифицируется порядок исполнения ими многих функций». Однако посредствомобязательного членства в СРО на всех аудиторов распространились атрибуты,обеспечивающие единство и целостность данной профессии: стандарты аудиторскойдеятельности; кодекс профессиональной этики аудиторов; правила независимостиаудиторов и аудиторской организаций; подконтрольность; имущественнаяответственность перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами.

Также некоторые проблемы института аудита ограничиваютразвитие профессии аудитора. Так, позитивным изменениям препятствуют:

  • низкая активность участия аудиторов в деятельности своих СРО;
  • недостаточный уровень корпоративного управления в СРО;
  • нацеленность СРО на решение, главным образом, узкихкорпоративных вопросов и задач, не имеющих общественного значения;
  • недостаточность финансовой базы СРО, препятствующая ведениюполноценной методической, исследовательской деятельности, оказанию поддержкисвоим членам, а также нерациональное использование этой базы;
  • неоправданная конкуренция между СРО.

Решения

В «Основных направлениях» говорится о том, что СРО должна остатьсяосновным институтом аудиторской профессии, который зарекомендовал себяположительным образом, но в настоящий момент требует существенных изменений.При уточнении места и роли СРО необходимо исходить из того, что в сфереаудиторской деятельности действует единая система международных стандартоваудита, этических стандартов и правил независимости, профессиональнойаттестации. В связи с этим, а также принимая во внимание российский опыт,международную практику и международные обязательства РФ, деятельность саморегулируемыхорганизаций должна быть сосредоточена на следующих основных вопросах:

  1. методическая и иная необходимая помощь членам СРО;
  2. подготовка и повышение квалификации аудиторов;
  3. контроль качества работы членов СРО;
  4. участие в обсуждении государственной политики в сфереаудиторской деятельности;
  5. применение мер воздействия к членам СРО;
  6. научные и иные исследования;
  7. просветительская, разъяснительная и информационная работа;
  8. поддержание связей с пользователями аудиторских услуг иделовым сообществом;
  9. создание и поддержание положительного имиджа аудиторскойпрофессии.

Также, по мнению автором одобренного документа, дальнейшееукрепление саморегулирования аудиторской профессии предполагает:

  1. объединение аудиторских организаций и аудиторов в единойсаморегулируемой организации аудиторов;
  2. активизацию участия аудиторов в деятельности СРО, в томчисле посредством совершенствования корпоративного управления в этойорганизации (улучшение практики формирования органов управления испециализированных органов, повышение роли независимых членов коллегиальныхорганов управления, систематическая ротация членов коллегиальных иисполнительных органов управления, др.);
  3. внедрение в СРО механизмов, обеспечивающих учет интересов ипотребностей разных групп членов (аудиторские организации, оказывающиеаудиторские услуги общественно значимым организациям, и иные субъекты аудиторскойдеятельности, крупные и малые аудиторские организации, юридические и физическиелица);
  4. расширение членской базы СРО за счет представителей смежныхвидов экономической деятельности (специалисты по бухгалтерскому учету, др.);
  5. осуществление мер, направленных на привлечение молодежи ваудиторскую профессию, в частности, посредством активного сотрудничества ссоответствующими высшими учебными заведениями;
  6. упорядочение работы СРО по рассмотрению жалоб на действия еечленов;
  7. укрепление финансовой базы СРО, в первую очередь, за счетдиверсификации источников финансирования деятельности и повышения качествауправления ресурсами.

При этом, как отмечаю в САД, результативность институтоваудиторской профессии в большой степени зависит от их взаимодействия сгосударством и уполномоченными органами. В связи с этим предлагается принять следующиемеры:

  • развитие информационного обмена между участниками рынка, государственнымии надзорными органами;
  • расширение форм взаимодействия между участниками рынка, государственнымии надзорными органами;
  • устранение либо сведение к минимуму дублирующих функций институтоваудиторской профессии и государственных органов;

В частности, необходимо свести к минимуму дублирующиеконтрольные мероприятия, проводимые в отношении одних и тех же аудиторскихорганизаций.

  • разработка новой структуры нормативного правовогорегулирования государственного надзора за деятельностью институтов аудиторскойпрофессии;
  • в рамках «регуляторной гильотины» пересмотр обязательныхтребований к институтам аудиторской профессии (исключение устаревших, избыточныхи дублирующих требований).


Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?

Ответ:

В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, взнос в компенсационный фонд не возвращается, если не предусмотрено иное.
Под «иным» подразумеваются определенные случаи, описанные в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (в ред. ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ). В них сообщается, что строительная, инженерная, изыскательская СРО обязана вернуть организации или ИП, прекратившим членство в соответствующем партнерстве, уплаченные ими средства компфонда, в случае исполнения следующих условий:
1) получение допуска данного СРО к определенному виду или видам работ, исключенными 1 августа 2010 года из официального перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) отсутствие у лица допуска к другим видам работ (отсутствие иных видов работ в допуске СРО);
3) прекращение членства в данной СРО не ранее двух и не позже 6 месяцев со дня исключения отраженных в допуске видов работ из официального классификатора перечня (то есть с 1 сентября 2010 года по 1 января 2011 года).
Отметим, что только в случае исполнения всех трех вышеуказанных условий саморегулируемая организация обязана вернуть вышедшим из состава членам взносы в компенсационный фонд в полном объеме.
Для возврата денежных средств был отведен срок в размере не более 10 календарных дней после прекращения членства. День прекращения членства определяется днем регистрации заявления от ИП или юридического лица о выходе из состава СРО.
В связи с тем, что с отведенного для официального прекращения членства в СРО промежутка времени уже прошло несколько лет, данные основания представляются неактуальными.
Градостроительным кодексом определено лишь несколько допущений для осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Деньги могут быть возвращены если были ошибочно перечислены на счет СРО; перечислены для размещения средств компенсационного фонда СРО в целях его сохранения и увеличения; использованы для осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вернуть старый дизайн