Осуществлять контроль государству поможет СРО!
Новый год начался для Ассоциации «Сахалинстрой» достаточно активно. Саморегулируемая организация направила Председателю Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту Ольге Севостьяновой независимое заключение по проекту федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». В послании речь идёт о доработке данного документа, в частности, о предоставлении саморегуляторам осуществлять публично-значимые функции, установленные законом.
Итак, сразу после новогодних каникул глава Ассоциации «Сахалинстрой» направил Председателю Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту Ольге Севостьяновой независимое заключение по проекту федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Как отмечает Валерий Мозолевский, действующее законодательство о надзоре действительно требует актуализации. Кроме того, введения механизмов профилактики нарушений обязательных требований и профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда является приоритетным по отношению к проведению контрольно-надзорных мероприятий в целях исключения частоты проводимых проверок.
В первую очередь, по мнению Ассоциации «Сахалинстрой», органы государственного контроля, муниципального контроля должны проводить контрольно-надзорные мероприятия в случае недостаточности и неэффективности негосударственных форм обеспечения соблюдения обязательных требований.Ввиду указанного, СРО считает целесообразным обратить внимание на необходимость введения порядка взаимодействия с негосударственными органами, осуществляющими надзор.Во-вторых, взаимодействие СРО с контрольно-надзорными органами в целях признания результатов её деятельности по осуществлению контроля за работой своих членов осуществляется в соответствии с ФЗ № 315 «О саморегулируемых организациях». При этом действующая редакция не содержит указанных положений.Ассоциация «Сахалинстрой» считает необходимым учитывать потенциал и ответственность саморегулируемых организаций при создании новой общегосударственной модели КНД, одновременно создавая нормы о взаимодействии СРО с контрольно-надзорными органами в базовом ФЗ-315.
Для реализации административной реформы (механизма «регуляторной гильотины») необходимо учитывать в системах контроля перераспределения контрольных функций между государственными органами исполнительной власти и саморегулируемыми организациями.
Для этого необходимо:
- совершенствование системы саморегулирования в России с учетом государственного признания результатов контроля СРО за деятельностью своих членов и ответственности СРО;
- повышение эффективности и результативности контроля в СРО на основе применения риск-ориентированного подхода;
- внедрение сведений о контроле СРО за деятельностью своих членов и ответственности СРО в государственные информационные системы контрольно-надзорной деятельности.
В-третьих, говорится в письме Ассоциации, если обратиться к статье 69 законопроекта, то следует, что «Федеральным законом о виде контроля могут быть предусмотрены случаи замены осуществления государственного контроля (надзора) контролем, осуществляемым саморегулируемой организацией за деятельностью своих членов, тогда, как непосредственной передачи публично-значимых функций не просматривается.
В-четвёртых, по мнению Валерия Мозолевского, в нормативном регулировании отсутствуют положения, устанавливающие порядок взаимодействия контрольно-надзорного органа с членами СРО. Не положений, которые предусматривающих возможность участия саморегулируемых организаций в процессе проведения проверок деятельности их членов уполномоченными органами, в том числе – в принятии решений и подписании документов (полномочия саморегулируемых организаций в контрольно-надзорном производстве), а также отсутствует доступ СРО к Единому информационному ресурсу КНД.
В-пятых, отсутствуют нормы, предоставляющие возможность взаимного признания результатов проверок, проводимых СРО по общему предмету контроля в тех сферах, где членство в саморегулируемых организациях является обязательным условиям для профессиональной деятельности, и проверок, проводимых контролирующими органами в соответствующей сфере. При проведении надзорных мероприятий государственные органы не учитывают исполнение предписаний СРО, а это приводит к увеличению количества контрольных мероприятий.Согласно законодательству, органы государственного контроля направляют уведомление о проверке в СРО. Тем не менее, сам порядок участия в проверке не регулирует. В итоге саморегулируемая организация получает право присутствовать на объекте, но участия в данной проверке не принимают. Не предусмотрено также и формы сообщения о выявленных нарушениях и предоставлении, к примеру, определённых документов проверки.
В-шестых, одновременно с установлением преференция для членов саморегулируемых организаций и признанием результатов контроля, проводимого СРО, требуется возложение ответственности непосредственно на саморегулируемую организацию за результаты проверок и принятие решений по ним, а также установление санкция за неисполнение саморегулятором контрольных функций и ненадлежащее исполнение своих обязанностей, определённых законодательством. При реформе КНД и «регуляторной гильотины» необходимо синхронизировать с действующим законодательством в сфере саморегулирования, учесть специфику и практику деятельности саморегулируемых организаций.
В-седьмых, при реформировании законодательства о контрольно-надзорной деятельности не учтены функции СРО по утверждению стандартов предпринимательской и профессиональной деятельности и контролю соблюдения требований таких стандартов. Исполнение данных функций может быть применено в части подтверждения соблюдения обязательных требований. Потенциал СРО как профессиональных и компетентных участников строительной и иной деятельности, обладающих контрольными полномочиями целесообразно использовать при оценке соблюдения государственных обязательных требований. Соответственно разработка, принятие и актуализация обязательных требований должна проходить с участием профессионального и предпринимательского сообществ в соответствии с их функциями.
В целом же, Ассоциация поддерживает концепцию проекта федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и предлагает к дальнейшему рассмотрению Госдумой при условии его доработки в разрезе возможности осуществления публично-значимых функций саморегулируемыми организациями.
Ксения Иванова-Погребняк
Специально для Информационного портала "Все о саморегулировании" (Все о СРО)
www.all-sro.ru