1. Главная
  2. Статьи
  3. Осуществлять контроль государству поможет СРО!
Статьи

297

Осуществлять контроль государству поможет СРО!

 Осуществлять контроль государству поможет СРО!Новый год начался для Ассоциации «Сахалинстрой» достаточно активно. Саморегулируемая организация направила Председателю Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту Ольге Севостьяновой независимое заключение по проекту федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». В послании речь идёт о доработке данного документа, в частности, о предоставлении саморегуляторам осуществлять публично-значимые функции, установленные законом.

Итак, сразу после новогодних каникул глава Ассоциации «Сахалинстрой» направил Председателю Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту Ольге Севостьяновой независимое заключение по проекту федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Как отмечает Валерий Мозолевский, действующее законодательство о надзоре действительно требует актуализации. Кроме того, введения механизмов профилактики нарушений обязательных требований и профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда является приоритетным по отношению к проведению контрольно-надзорных мероприятий в целях исключения частоты проводимых проверок.

В первую очередь, по мнению Ассоциации «Сахалинстрой», органы государственного контроля, муниципального контроля должны проводить контрольно-надзорные мероприятия в случае недостаточности и неэффективности негосударственных форм обеспечения соблюдения обязательных требований.Ввиду указанного, СРО считает целесообразным обратить внимание на необходимость введения порядка взаимодействия с негосударственными органами, осуществляющими надзор.Во-вторых, взаимодействие СРО с контрольно-надзорными органами в целях признания результатов её деятельности по осуществлению контроля за работой своих членов осуществляется в соответствии с ФЗ № 315 «О саморегулируемых организациях». При этом действующая редакция не содержит указанных положений.Ассоциация «Сахалинстрой» считает необходимым учитывать потенциал и ответственность саморегулируемых организаций при создании новой общегосударственной модели КНД, одновременно создавая нормы о взаимодействии СРО с контрольно-надзорными органами в базовом ФЗ-315.

Для реализации административной реформы (механизма «регуляторной гильотины») необходимо учитывать в системах контроля перераспределения контрольных функций между государственными органами исполнительной власти и саморегулируемыми организациями.

Для этого необходимо:

  • совершенствование системы саморегулирования в России с учетом государственного признания результатов контроля СРО за деятельностью своих членов и ответственности СРО;
  • повышение эффективности и результативности контроля в СРО на основе применения риск-ориентированного подхода;
  • внедрение сведений о контроле СРО за деятельностью своих членов и ответственности СРО в государственные информационные системы контрольно-надзорной деятельности.

В-третьих, говорится в письме Ассоциации, если обратиться к статье 69 законопроекта, то следует, что «Федеральным законом о виде контроля могут быть предусмотрены случаи замены осуществления государственного контроля (надзора) контролем, осуществляемым саморегулируемой организацией за деятельностью своих членов, тогда, как непосредственной передачи публично-значимых функций не просматривается.

В-четвёртых, по мнению Валерия Мозолевского, в нормативном регулировании отсутствуют положения, устанавливающие порядок взаимодействия контрольно-надзорного органа с членами СРО. Не положений, которые предусматривающих возможность участия саморегулируемых организаций в процессе проведения проверок деятельности их членов уполномоченными органами, в том числе – в принятии решений и подписании документов (полномочия саморегулируемых организаций в контрольно-надзорном производстве), а также отсутствует доступ СРО к Единому информационному ресурсу КНД.

В-пятых, отсутствуют нормы, предоставляющие возможность взаимного признания результатов проверок, проводимых СРО по общему предмету контроля в тех сферах, где членство в саморегулируемых организациях является обязательным условиям для профессиональной деятельности, и проверок, проводимых контролирующими органами в соответствующей сфере. При проведении надзорных мероприятий государственные органы не учитывают исполнение предписаний СРО, а это приводит к увеличению количества контрольных мероприятий.Согласно законодательству, органы государственного контроля направляют уведомление о проверке в СРО. Тем не менее, сам порядок участия в проверке не регулирует. В итоге саморегулируемая организация получает право присутствовать на объекте, но участия в данной проверке не принимают. Не предусмотрено также и формы сообщения о выявленных нарушениях и предоставлении, к примеру, определённых документов проверки.

В-шестых, одновременно с установлением преференция для членов саморегулируемых организаций и признанием результатов контроля, проводимого СРО, требуется возложение ответственности непосредственно на саморегулируемую организацию за результаты проверок и принятие решений по ним, а также установление санкция за неисполнение саморегулятором контрольных функций и ненадлежащее исполнение своих обязанностей, определённых законодательством. При реформе КНД и «регуляторной гильотины» необходимо синхронизировать с действующим законодательством в сфере саморегулирования, учесть специфику и практику деятельности саморегулируемых организаций.

В-седьмых, при реформировании законодательства о контрольно-надзорной деятельности не учтены функции СРО по утверждению стандартов предпринимательской и профессиональной деятельности и контролю соблюдения требований таких стандартов. Исполнение данных функций может быть применено в части подтверждения соблюдения обязательных требований. Потенциал СРО как профессиональных и компетентных участников строительной и иной деятельности, обладающих контрольными полномочиями целесообразно использовать при оценке соблюдения государственных обязательных требований. Соответственно разработка, принятие и актуализация обязательных требований должна проходить с участием профессионального и предпринимательского сообществ в соответствии с их функциями.

В целом же, Ассоциация поддерживает концепцию проекта федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и предлагает к дальнейшему рассмотрению Госдумой при условии его доработки в разрезе возможности осуществления публично-значимых функций саморегулируемыми организациями.

Ксения Иванова-Погребняк
Специально для Информационного портала "Все о саморегулировании" (Все о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?

Ответ:

В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, взнос в компенсационный фонд не возвращается, если не предусмотрено иное.
Под «иным» подразумеваются определенные случаи, описанные в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (в ред. ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ). В них сообщается, что строительная, инженерная, изыскательская СРО обязана вернуть организации или ИП, прекратившим членство в соответствующем партнерстве, уплаченные ими средства компфонда, в случае исполнения следующих условий:
1) получение допуска данного СРО к определенному виду или видам работ, исключенными 1 августа 2010 года из официального перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) отсутствие у лица допуска к другим видам работ (отсутствие иных видов работ в допуске СРО);
3) прекращение членства в данной СРО не ранее двух и не позже 6 месяцев со дня исключения отраженных в допуске видов работ из официального классификатора перечня (то есть с 1 сентября 2010 года по 1 января 2011 года).
Отметим, что только в случае исполнения всех трех вышеуказанных условий саморегулируемая организация обязана вернуть вышедшим из состава членам взносы в компенсационный фонд в полном объеме.
Для возврата денежных средств был отведен срок в размере не более 10 календарных дней после прекращения членства. День прекращения членства определяется днем регистрации заявления от ИП или юридического лица о выходе из состава СРО.
В связи с тем, что с отведенного для официального прекращения членства в СРО промежутка времени уже прошло несколько лет, данные основания представляются неактуальными.
Градостроительным кодексом определено лишь несколько допущений для осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Деньги могут быть возвращены если были ошибочно перечислены на счет СРО; перечислены для размещения средств компенсационного фонда СРО в целях его сохранения и увеличения; использованы для осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вернуть старый дизайн