Павел Малахов о ценообразовании в строительстве
17 августа состоялось заседание Комиссии по вопросам ценообразования в строительстве. В рамках мероприятия Директор Департамента ценообразования НОСТРОЙ Павел Малахов рассказал об изменении цены контракта из-за скачка цен на строительные материалы. Также он перечислил пути решения проблем, с которыми сталкивается строительная отрасль. Соответствующая информация появилась на сайте Нацобъединения.
Доля процедур в сфере капремонта без заявок
Павел Малахов рассказал о проблемах ценообразования в сфере капитального ремонта многоквартирных домов. Так, он озвучил долю процедур в сфере капремонта, в которых нет заявок:
- 2019 год – 44,65%;
- 2020 год – 30,16%;
- 1 кв. 2021 года – 51,45%.
Рост цен на металлопрокат влияет на стоимость строительства
Далее эксперт доложил о результатах мониторинга цен на стройресурсы и влиянии, которое оказывает рост стоимости металлопроката на общую стоимость строительства. Так, в IV квартале 2020 года был зафиксирован рост цен на металлопродукцию до 100% в зависимости от сортамента и региона. В марте рост цен на металлопрокат возобновился. Отмечается, что к скачку стоимости привели:
- Изменение мировых цен;
- Повышение курса доллара;
- Повышение цен на сырье.
Изменение цены государственного и муниципального контракта
По словам спикера, в настоящее время существует только один механизм, предусматривающий изменение цены государственного и муниципального контракта. Однако он относится только к средствам федерального бюджета. Так, часть 8 пункта 1 статьи 95 закона № 44-ФЗ предусматривает возможность изменения цены строительного контракта в связи с наступлением обстоятельств независящих от сторон, наступление которых нельзя предвидеть.
Для реализации этого механизма 9 августа Правительство выпустило Постановление № 1315. Теперь по согласованию сторон можно увеличивать цену госконтракта на строительство, реконструкцию и капремонт, а также на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия. Ранее для пересмотра цены контракта, его первоначальная стоимость должна была составлять 100 млн рублей. Постановление № 1315 снизило это значение до 1 млн рублей. При этом изменение стоимости не должно превышать 30%. Отмечается, что новые условия заказчик и подрядчик должны отразить в допсоглашении, при заключении которого не нужно заново проверять эффективность использования средств инвестиционного проекта. Таким образом, теперь увеличить стоимость контракта до 30% можно, если его первоначальная цена составляла 1 млн рублей. При этом пересмотр цены допускается по договорам, заключенным до 1 июля 2021 года.
О внесении изменений в Методику составления сметы контракта
Спикер рассказал о Приказе Минстроя России № 500/пр, выпущенном в июле. Документ внес изменения в Методику составления сметы. Теперь новая цена работ определяется:
- Для контрактов до 30 млн рублей – расчет в разрезе ценообразующих ресурсов;
- Для контрактов от 30 до 100 млн рублей – коэффициент корректировки цены контракта;
- Для контрактов выше 100 млн рублей – повторная госэкспертиза.
Внесение правок в 44-ФЗ
В настоящее время заказчики ограничены в возможности пересматривать цену контрактов в случае существенного роста цен на строительные ресурсы. Значительная часть контрактов в сфере строительства сроком не менее 1 года не подпадает под действие нормы пункта 8 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ, соответственно, заказчики не могут изменить цену контракта при объективно меняющихся условиях, в том числе в случае существенного роста цен на строительные ресурсы.
Для решения этой проблемы НОСТРОЙ предлагает расширить сферу применения нормы пункта 8 части 1 статьи 95 закона № 44-ФЗ, распространив ее действие на контракты стоимостью менее 100 млн рублей и сроком исполнения не менее 1 года. Отмечается, что это необходимо при существенном росте цен на строительные ресурсы.
Законопроект, разработанный курскими депутатами на основе предложений НОСТРОЙ, уже внесен в Госдуму. Он обязывает заказчиков увеличивать цену контракта, если при его исполнении возникли обстоятельства, независящие от сторон. К примеру, если выросла стоимость на строительные материалы. Поправки могут быть рассмотрены уже осенью 2021 года. Многие регионы (41 субъект) уже высказали свою позицию о законопроекте. Большинство из них поддержали инициативу. Против поправок высказались: Рязанская, Вологодская, и Иркутская области, а также Республика Коми.
«Считаем, что нужно обратиться в Госдуму РФ нового созыва после ее формирования с целью оперативного рассмотрения и принятия данного законопроекта, предоставив участникам строительного сообщества возможность компенсировать сложившийся рост стоимости материалов, распространив и на выполненные работы начиная с 1 января 2021 года», - призвал СРО и строителей подключиться к поддержке данной инициативы Павел Малахов.
Внести изменения в Постановление Правительства № 615
Также спикер сообщил о том, что по инициативе НОСТРОЙ Минстрой подготовил правки в Постановление Правительства №615. Документ уже размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Сейчас он проходит процедуру публичного обсуждения. Как отметили в НОСТРОЙ, он был поддержан Комиссией по вопросам ценообразования в строительстве и технологическому и ценовому аудиту Общественного совета при Минстрое.
«Есть один нюанс в данном Постановлении. Оно регулирует отношения до 1 января 2022 года. Документ еще даже не внесен в Правительство. У нас с вами остаются считанные месяцы, чтобы подготовить расчет, согласовать с заказчиком, проверить достоверность, заключить контракт, успеть его реализовать и закрыть финансовый год. Это нереалистичный механизм. Поэтому нужно либо продлевать Постановление, либо готовить расчет, пока Правительство рассматривает это Постановление, так как шансы на его принятие очень велики», - пояснил спикер.
Индексы по статьям затрат
Спикер рассказал о переходе на Индексы по статьям затрат. По его словам, регионам, у которых достаточно низкий индекс на третий и четвертый кварталы 2021 года, необходимо активнее работать над принятием соответствующих решений. Это нужно, чтобы тот расчет, который принят Минстроем, нашел практическую пользу для строителей.
Отмечается, что 48 субъектов перешли на индексы по статьям затрат. Однако осталось 13 регионов, в которых индексы ни разу не были пересчитаны расчетным методом: Архангельская область, Воронежская область, Москва, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Волгоградская область, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Ульяновская область, Еврейская автономная область, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика, Сахалинская область. В регионах, которые не перешли на индексы, идет существенное отставание по стоимости строительства.
«Планом реформирования системы ценообразования предусмотрено, что началом процедуры является 2020 год. Однако затягивать его до момента перехода на ресурсно-индексный метод нецелесообразно. Те регионы, которые еще не перешли на индексы по статьям затрат, а дальше нас ждут индексы по группам материалов, должны ускорить работу в этом направлении. Здесь прямая заинтересованность и строителей и саморегулируемых организаций», - считает спикер.
Утверждение заработной платы строителей
Спикер сообщил о том, что наибольший рост заработных плат рабочих-строителей, продемонстрировали регионы, которые перешли на индексы по статьям затрат.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru