Первые шаги саморегулирования в области промышленной безопасности
Генеральный директор Саморегулируемой организации
Некоммерческое партнерство «Межрегиональное
сотрудничество в области промышленной безопасности»
В.М. Каплунов
Принятие Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», позволило приступить к созданию полноценных схем саморегулирования в различных сферах и областях деятельности, в том числе и в области обеспечения безопасности промышленных предприятий и опасных производственных объектов.
Основная цель введения саморегулирования в отраслях российской экономики состоит в проведении разграничения между государственным регулированием и регулированием со стороны предпринимательских объединений, создании условий для формирования таких объединений, которые смогли бы реально создавать эффективные механизмы финансовой и правовой ответственности перед потребителем.
В действительности это означает, что внедрение института саморегулирования создает равноправного субъекта управления, участвующего в подготовке и принятии решений, регулирующих собственную предпринимательскую деятельность, но при этом и принимающего на себя дополнительную ответственность перед потребителями производимых товаров и услуг.
Содержание деятельности саморегулируемых организаций (СРО) направлено на регулирование собственной деятельности самими участниками рынка через разработку и введение профессиональных требований, стандартов и правил, создание механизмов дополнительной коллективной ответственности перед потребителями.
Таким образом, очевидные преимущества института саморегулирования связаны с тем, что:
- стандарты и правила саморегулирования, как правило, гибче норм, устанавливаемых государством, легче адаптируются к изменяющимся условиям;
- участники рынка (члены СРО) имеют больше легальных возможностей воздействовать на нормотворчество и на политику организаций саморегулирования, чем на политику государственных органов, в том числе путем представительства в руководящих органах организаций саморегулирования;
- наличие органов контроля деятельности членов СРО создает действенные механизмы профессионального воздействия и применения к членам СРО административных и экономических санкций;
- формируемые в СРО механизмы разрешения споров между потребителями и производителями товаров и услуг обычно дешевле для сторон и занимают меньше времени, чем судебное разбирательство. Процедуры разрешения споров лучше адаптированы к условиям конкретной сферы деятельности и особенностям взаимоотношений между участниками рынка, чем стандартные судебные процедуры.
Важнейшей составляющей внедрения СРО в области промышленной безопасности является устранение избыточного государственного регулирования. В данном случае речь идет о таких функциях, как лицензирование деятельности по экспертизе промышленной безопасности и выдаче разрешений на применение технических устройств на опасных производственных объектах.
Альтернативой данным жестким, неэффективным и коррупционноёмким государственным функциям может стать механизм выдачи членам саморегулируемых организаций свидетельств о допуске к выполнению соответствующих работ и услуг.
Ожидаемый результат:
- снижение административных барьеров для малого и среднего предпринимательства;
- снижение численности органов исполнительной власти путем более эффективного выполнения членами саморегулируемых организаций отдельных делегированных функций и полномочий органов исполнительной власти;
- приведение системы выдачи разрешений на применение технических устройств на опасных производственных объектах в соответствие с международной практикой;
- освобождение специалистов Ростехнадзора от рутинных, безрезультатных вопросов переписки и рассмотрения формализованной документации по вопросам лицензионной и разрешительной деятельности, имеющих коррупционную составляющую.
Решением Общественного совета при Ростехнадзоре от 27 июля 2009 г. была создана комиссия по вопросам создания и развития систем саморегулируемых организаций в области промышленной безопасности и поручено ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность» осуществлять координацию по созданию и развитию Единой системы саморегулирования.
Ясно, что без внесения изменений в Федеральный закон № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов запустить механизм саморегулирования в этой области не возможно.
Осознавая это НТЦ «Промышленная безопасность» подготовила проект такого законопроекта и сейчас занимается его проведением через органы законодательной власти.
Основу концепции законопроекта составляет идея создания (на начальном этапе) саморегулируемых организаций четырех видов:
- СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих изготовление технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
- СРО, основанные на членстве лиц, специализирующихся на проведении работ по монтажу, наладке, эксплуатации (обслуживанию) и ремонту технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
- СРО, основанные на членстве лиц, проводящих оценку соответствия (в том числе экспертизу промышленной безопасности и аттестацию работников в области промышленной безопасности);
- СРО, основанные на членстве лиц, проводящих подготовку и переподготовку работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.
Находится в стадии создания значительное количество некоммерческих партнерств и получения статуса саморегулируемых организаций:
Союз экспертов в области оценки соответствия на потенциально опасных производствах и объектах Приокского региона, Промышленная безопасность Южного региона, Дальневосточное объединение экспертных организаций «ДВТехэкспертиза», НТО «Безопасность в промышленности», «Ассоциация горных экспертов», «Объединение центров подготовки по промышленной безопасности» и многие другие.
К настоящему времени, по этому принципу уже созданы и зарегистрированы в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестре) следующие саморегулируемые организации: Ассоцияция делового сотрудничества «Лифтсервис»; Некоммерческое партнерство «Российское лифтовое объединение»; Межрегиональная Ассоциация экспертных организаций «Русьэкспертлифт»; Некоммерческое партнерство «Союз экспертов промышленной безопасности в энергетике» и Некоммерческое партнерство «Межрегиональное сотрудничество в области промышленной безопасности», (НП «Межрегион ПБ»).
Саморегулируемая организация Некоммерческое Партнерство «Межрегиональное сотрудничество в области Промышленной Безопасности» (НП «МЕЖРЕГИОН ПБ») является некоммерческой организацией в форме партнерства, основанной на членстве, объединяющей в качестве членов юридические лица и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по экспертизе промышленной безопасности и оценке соответствия опасных производственных объектов. В настоящее время Партнерство объединяет в своем составе более сорока крупных экспертных организаций всех регионов Российской Федерации: от Камчатки до Кольского полуострова.
Партнерство создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Партнерство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами «О некоммерческих организациях», «О саморегулируемых организациях», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и другими действующими законами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, стандартами и правилами Партнерства, а также с нормами, предусмотренными настоящим Уставом.
Предметом деятельности Партнерства является регулирование предпринимательской деятельности членов Партнерства по оказанию услуги экспертизы промышленной безопасности и оценки соответствия опасных производственных объектов требованиям промышленной безопасности.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТ
* Организация в проведении комплекса экспертиз промышленной безопасности по всем видам надзорной деятельности:
- проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;
- технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;
- зданий и сооружений на опасных производственных объектах;
- деклараций промышленной безопасности и иных документов, связанных с эксплуатацией особо опасных, многопрофильных промышленных предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты по:
* Проведение оценки степени риска в целях обеспечения обязательного страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.
* Участи в техническом расследовании причин аварийности и травматизма на опасных производственных объектах.
* Анализ причин возникновения аварийности и травматизма на опасном производственном объекте, разработка мер по устранению указанных причин и их профилактике.
* Оказание помощи при планировании мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
* Проведение консультационных и информационных услуг предприятиям по вопросам получения лицензий Ростехнадзора, разрешений на изготовление и применение технических устройств на опасных производственных объектах, аккредитации в единой системе оценки соответствия.
* Организация и проведение семинаров, совещаний, Форумов, круглых столов и презентаций в области обеспечения промышленной безопасности, а также по вопросам саморегулирования.
* Организация профессионального обучения, аттестации работников членов Партнерства, экспертных организаций, работающих в области промышленной безопасности.
* Оказание помощи и поддержки гражданам, органам государственной власти, управления, органам государственного надзора и контроля, организациям и специалистам в вопросах, связанным с обеспечением промышленной безопасности опасных производственных объектов.
* Представление интересов членов Партнерства в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Первые шаги саморегулирования в области промышленной безопасности сделаны. Уже ясно, что обратного пути не будет. Государство ясно указывает нам направление деятельности.
ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность» совместно с Ростехнадзором готовит нормативно – правовую базу процесса саморегулирования.
Нам, участникам данного вида услуг, остается сделать правильный и своевременный выбор.
сотрудничество в области промышленной безопасности»
специально для информационного ресурса «Все о саморегулировании в России»
www.all-sro.ru