1. Главная
  2. Статьи
  3. Первое полугодие системы саморегулирования
Статьи

230

Первое полугодие системы саморегулирования

 Первое полугодие системы саморегулирования1 января 2010 года стало одной из важнейших дат современной истории правового регулирования Российской Федерации – завершилось формирование системы государственного контроля хозяйственной деятельности – лицензирование было окончательно заменено институтом саморегулирования. Закончился переходный период, когда одновременно существовали и лицензии, и новые допуски СРО - отношения между организациями и надзорными органами вышли на новую ступень развития.

Что изменилось за полгода работы СРО? Насколько улучшилась взаимосвязь бизнеса, технических ведомств и инспекций? Как это повлияло на развитие отраслей и что необходимо сделать для исправления ошибок и выхода из неоднозначных спорных ситуаций?

В первую очередь саморегулирование коснулось сферы допусков на строительную, проектную и изыскательскую деятельность. Событие произошло в достаточно сложный для России период - многие считали, что становление СРО стоит отложить на неопределённое время, не осуществляя никаких кардинальных перемен, так как мировой финансовый кризис, затронувший Россию самым серьёзным образом, не был окончательно преодолён, а стройиндустрия находилась в положении глубокой и длительной стагнации.

Тем не менее, сложное решение было принято и возврата к лицензированию, о чём так надеялись и просили некоторые компании, не будет. Всего за шесть месяцев текущего года с момента введения нового закона появилось множество предложений по переводу других видов деятельности под эгиду саморегулирования. Предприниматели стали чувствовать себя активными членами бизнес-процессов, а не безучастными наблюдателями как раньше. Вполне вероятно, что ещё до наступления 2011 года могут быть образованы СРО в области пожарной безопасности, ЖКХ, а также в некоторых юридических, финансовых и энергетических областях.

Предпосылками к законопроекту о СРО стали целые цепочки проблем, которые долгие годы оставались нерешёнными в России. Безусловно, основными препятствиями для развития предпринимательства были и остаются бюрократические проволочки, коррупция и тотальное доминирование аппарата чиновников, имеющих право бесконечно проверять практически любую организацию, препятствуя тем самым её нормальному функционированию. Тем не менее, жёсткий контроль со стороны государства так и не стал полноценным инструментом максимально эффективного пресечения деятельности недобросовестных организаций, не всегда честно и ответственно выполняющих свою работу. Один из характерных примеров последних лет – неспособность предотвращения появления сотен обманутых участников долевого строительства, все обязательства перед которыми в некоторых регионах в конечном итоге было вынуждено принять на себя государство.
Наряду с сомнениями о своевременности принятия законов о СРО отдельно встала проблема готовности к этому общества. В связи с целым рядом неоднозначных событий и ситуаций в стране предприниматели зачастую стоят в бизнесе на коротких позициях, достаточно редко планируя что-либо больше чем на несколько лет – непредсказуемость российских реалий сильный тормоз всех благих начинаний и проектов.

К сожалению, выход нового закона только зафиксировал неуверенность рынка. Очень многие оказались не готовы в зависимости от вида некоммерческих партнёрств платить до 500 тыс. рублей только для того чтобы просто продолжить работу. Особенно больно это ударило по малому и среднему бизнесу, хотя в последствие и были приняты поправки, несколько облегчившие положение компаний с небольшим количеством персонала и невысокими оборотами. Но вопрос дифференцированного подхода к размерам взносов в фонды СРО до сих пор всё ещё актуален и открыт для обсуждения.

Ещё одной негативной особенностью стали коммерческие СРО, состоящие чуть менее чем полностью из компаний, не соблюдающих строгие параметры закона или хуже того – изгнанных из других СРО за какие-либо нарушения. Своим существованием они дискредитируют суть идеи самоорганизации. Они имеют право выдавать разрешительные документы на ведение строительных и других работ. При этом ценообразование членских и вступительных взносов законодательством обозначено весьма условно, что способствует различным махинациям: одни СРО берут большие деньги за свою величину, значимость и престиж, другие сокращают эти суммы до минимума и зарабатывают на количестве вовлечённых участников. Крайний вариант для возможных будущих членов саморегулируемых организаций – когда в погоне за дешевизной при отсутствии необходимых знаний компании в результате оказываются, обмануты мошенниками – фиктивными СРО.

Как же в новой ситуации проявляет себя государство? Теперь оно выдаёт допуски после внутренних проверок СРО и занимает надзорно-разъяснительную позицию. Некоммерческие партнерства, достигающие определённого размера для создания СРО, могут образовывать Национальные объединения, первые лица которых наравне со специалистами Ростехнадзора входят Координационный совет. Таким образом, несмотря на определенную свободу выбора в СРО, российские властные органы, оптимизировав свой управленческий аппарат, держат под контролем всю соответствующую хозяйственную деятельность.

Одним из ключевых факторов и основ системы СРО стала коллективная ответственность участников входящих в него перед клиентами. Специальная двухуровневая система выплат компенсаций при форс-мажорных обстоятельствах может быть образована из страховых средств компании и дополнительного компенсационного фонда, наполнением которого занимается вся саморегулируемая организация. Страховые выплаты уже происходили, так что можно с ответственностью сказать: СРО прошли проверку на прочность уже практически по всем направлениям.

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Совет ТПП РФ по саморегулированию рассмотрит квалификацию охранных организаций и участия СРО в законотворчестве
29.05.2025

Совет ТПП РФ по саморегулированию рассмотрит квалификацию охранных организаций и участия СРО в законотворчестве

Сегодня, 29 мая, Совет Торгово-промышленной палаты РФ по саморегулированию проведет заседание. На повестке - повышение квалификации участников закупок в сфере частной охранной деятельности и расширение участия СРО в разработке законодательных актов.
НОПРИЗ обсудит будущее инженерных изысканий в России: заседание комитета состоится 16 мая
12.05.2025

НОПРИЗ обсудит будущее инженерных изысканий в России: заседание комитета состоится 16 мая

Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) проведет 16 мая 2025 года заседание комитета по инженерным изысканиям, на котором будут рассмотрены ключевые вопросы развития отрасли. Мероприятие станет площадкой для обсуждения текущего состояния инженерных изысканий в России и определения стратегических направлений развития на ближайшие годы.
Все мероприятия

Видео

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

2018: Конференция Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Вопрос-ответ

Вопрос:

Приказом Ростехнадзора от 05.07.2011 № 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» была утверждена новая форма допусков СРО. Согласно тому же Приказу, свидетельства, выданные ранее, могли действовать лишь до 1 января 2013 года. Действительны ли непереоформленные допуски СРО, выданные до конца 2012 года, а также действовавшие ранее лицензии?

Ответ:

С 1 января 2009 года на всей территории Российской Федерации отменена процедура лицензирования инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительной деятельности, работ по реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. Лицензии, выданные до 01.01.2009 г., были действительны до 01.01.2010 г. (ч. 3 ст. 3.2. Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 191-ФЗ).

Относительно свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, сообщаем, что изначально Приказ Ростехнадзора от 05.07.2011 N 356 предусматривал правило (п.3), согласно которому свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные до вступления в силу указанного приказа, должны были действовать до 1 января 2013 года. Однако впоследствии данное положение утратило силу в связи с изданием Приказа Ростехнадзора от 29.01.2014 N 35.

Таким образом, свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные до конца 2012 года, по-прежнему действительны.

Вопрос:

Возможно ли привлечение к уголовной ответственности в соответствии со ст. 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство») строительной организации, если имеющееся у нее свидетельство саморегулируемой организации приостановлено по причине имеющейся задолженности по основным взносам СРО?

Ответ:

В силу п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 г. деятельность считается осуществляемой без лицензии (разрешения) и в тех случаях, когда действие лицензии (разрешения) приостановлено. Вместе с тем, для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ, наряду с приостановлением допуска необходимо также одно из следующих условий:

- преступник извлек доход в размере 1 000 000 руб. или выше;
- преступник причинил ущерб в размере 1 000 000 руб. или выше.

Таким образом, привлечение к уголовной ответственности возможно только в том случае, когда для этого имеются достаточные основания.

Вернуть старый дизайн